«Краеведческая шкатулка»«Неизвестные страницы истории родного края»
Ни один город Сибири
не развивался так быстро и стремительно, как Новониколаевск. Основанный в 1893
г. как поселок строителей железнодорожного моста через реку Обь, город был
обязан своим появлением и расцветом Сибирской железной дороге. К 1917 г. в нем
проживало 100 тыс. человек, работали несколько кинотеатров, типографий,
электростанция и телефон. Как и в Барнауле, журналистика Новониколаевска
зародилась благодаря частному капиталу. В 1900 г. в Новониколаевске возникла
первая типография Н. П. Литвинова, в которой издавались такие газеты, как
«Народная летопись», «Обь», «Сибирская речь», «Алтайское дело», «Обская жизнь».
В появившихся в 1910-х гг. типографиях Н. М. Пономарева и Н. А. Кассианова
увидели свет газеты «Сибирский коммерсант» (преобразованный в дальнейшем в
«Обский вестник»), «Сибирская новь», журнал «Обский кооператор» и др. [1.С. 44]
Каждая новая газета была преемницей предыдущей: сменяя название, она
осуществляла ту же редакционную политику.
Первой и ведущей газетой молодого города стала «Народная
летопись» – городская общественная, политико-экономическая и литературная
газета. Первый номер городской газеты «Народная летопись» увидел свет 30 марта
1906 г., поэтому этот день можно считать днем рождения новосибирской
журналистики. Как и любая провинциальная газета, «Народная летопись» освещала
заграничную, российскую, сибирскую и местную жизнь. Можно выделить несколько
тем, которым в «Народной летописи» уделялось особое внимание: развитие
народного образования, освещение событий культурной жизни, внимание к
политической жизни города, региона и всей России.
Но была и эксклюзивная тема – железная дорога и все, что с
ней связано. Газета писала об опаздывающих поездах, о корыстолюбии чиновников,
о работе сотрудников железнодорожных станций: «Ни одно ведомство не изобилует
таким количеством “юпитеров”, как железнодорожное», – писал автор под
псевдонимом «Рефлектор» в заметке «Юпитеры» (Народная летопись. 1906. № 44).
Критика часто сочеталась с юмором и сатирой: Скажи, папа: железная дорога
Строится из железа? Да? Нет, сыночек из золота, Хотя и называется
железной.,Железная дорога становится одной из главных тем не только
публицистических, но и художественных произведений: рассказов и очерков. По
железной дороге в Сибирь направляются потоки переселенцев, дорога вселяла в них
надежду на лучшее будущее: «Поезд подвигался к Уралу. Ближе и ближе к великому
сибирскому пути. Вагоны полны… Потоки беспокойных лиц; потоки жадных, ищущих,
выспрашивающих… Люди уезжали с родины, прочь от того, что душило жизнь, высасывало
кровь; от того, что было когда-то родимым и милым, а стало ненавистным… что
ждет их, мятущихся, ищущих, в близкой надвигающейся, уже дышащей бураном и
морозами, Сибири? Что ждет их, порвавших с родиной, в этих неоглядных, мощных
степях Сибири? …А сзади и впереди жадно ревели новые и новые поезда и без конца
неслись в «обетованную землю» потоки жизней, с разрушенным, измученным прошлым
и отчаянно загорающимися новыми последними надеждами… Великие потоки!»
(Народная летопись. 1909. № 1).
У железной дороги появляются свои звуки, своя музыка:
«Тактак… стучат колеса вагона. В этом однообразном стуке ему слышится унылая,
странная музыка: какие-то совсем особенные, суровые звуки. Дикая мелодия, с
невыносимо тяжелым однообразным аккомпанементом. Так-так-так…» (Народная
летопись. 1909. № 10). С первых газетных страниц журналисты пытались определить
место и статус нарождающегося города, стремящегося к самостоятельности:
«Новониколаевск – очень молодое, не оперившееся, но уже оперирующее создание.
Он молод и до совершеннолетия его далеко. И тем длительнее будет период его
несовершеннолетия, его младенчества, чем длительнее будет существование его
нянюшек и опекунов». Несмотря на молодость, город обладал деловым и
прагматичным характером: «Как начинающий коммерсант, Н. Николаевск любит нажить
копеечку… Куда ни оглянись – всюду или магазин, или лавочка, или какая-нибудь
контора… Здесь не видно ни “ликующих, ни праздно болтающих”, здесь все деловые
люди». Критика проявляется в отношении проведения досуга: «Пока я не видел, не
ощущал здесь биения пульса общественной жизни, мертво и как-то скучно кругом…
Нельзя же считать за жизнь препровождение времени на любительских спектаклях
или у какого-то профессора черной и зеленой магии… Примитивные “упрощенные”
развлечения даже и в глуши ничего не могут дать уму и сердцу…» (Народная
летопись. 1906. № 2). Пытаясь найти свое место среди сибирских городов,
самоопределиться, выявить свою специфику, Новониколаевск сравнивает себя со
своим соседом, губернским городом Томском. В форме фельетона Ваня Сумбурный в
«Маленькой комедии» под названием «Кто устоит в неравном споре?» (Народная
летопись. 1909. № 230) пытается ответить на эти вопросы. Уже в заголовке
обозначено, что спор – неравный. Действующие лица комедии: Томск (благородный
старец, с истинно русской бородой, в кафтане. Держится степенно),
Новониколаевск (вертлявый подросток. По костюму смахивает на буржуа средней
руки) и Инженеры, путевые и непутевые, с прошлым и без прошлого, но без
будущего.
В первой картине инженер-режиссер говорит о
Томске:
Когда б ты жил на
магистрали,
Как Фауст бы помолодел.
Да, видно, инженерам мало дали!
И вот хиреешь… облысел!
Далее вступает
Новониколаевск:
Здорово, хрычь!..
Что брови хмуришь грозно?
Не больно страшен –
не боюсь!
Не много жить тебе, – я говорю серьезно.
А я широко развернусь!
Томск:
Нахален ты, молокосос! Тебя должно быть, мало обучали.
Ну, отчего ты задрал
нос?
Новониколаевск
(гримасничая):
Я, дедушка, на магистрали:
И Обь, ведь, не Томи чета…
Ты разоришься…
Нищета – Удел твой в будущем…
А я – (поет)
«Плыви моя ладья».
Томск: За мной традиции веков…
Новониколаевск:
Товар уже совсем без сбыта!
Твое грядущее
разбито.
Не обольщайся и не слушай лживых слов;
Историей оставлен в
стороне
– Жизнь проведешь в
полудремотном сне.
«Возраст» и «наличие магистрали» – вот два критерия,
по которым определяется будущее двух сибирских городов. Краткие выдержки из
комедии достаточно четко обрисовали перспективы старого города Томска, у
которого без железной дороги, нет никакого будущего, как и нет надежд на
дальнейшее позитивное развитие. А юный, хоть и пока мало воспитанный и
образованный Новониколаевск, стоит не только на магистрали железнодорожного
пути, но и на полноводной Оби, крупнейшей транспортной артерии Сибири.