понедельник, 27 апреля 2020 г.

«Краеведческая шкатулка»
«Неизвестные страницы истории родного края»

 Ни один город Сибири не развивался так быстро и стремительно, как Новониколаевск. Основанный в 1893 г. как поселок строителей железнодорожного моста через реку Обь, город был обязан своим появлением и расцветом Сибирской железной дороге. К 1917 г. в нем проживало 100 тыс. человек, работали несколько кинотеатров, типографий, электростанция и телефон. Как и в Барнауле, журналистика Новониколаевска зародилась благодаря частному капиталу. В 1900 г. в Новониколаевске возникла первая типография Н. П. Литвинова, в которой издавались такие газеты, как «Народная летопись», «Обь», «Сибирская речь», «Алтайское дело», «Обская жизнь». В появившихся в 1910-х гг. типографиях Н. М. Пономарева и Н. А. Кассианова увидели свет газеты «Сибирский коммерсант» (преобразованный в дальнейшем в «Обский вестник»), «Сибирская новь», журнал «Обский кооператор» и др. [1.С. 44] Каждая новая газета была преемницей предыдущей: сменяя название, она осуществляла ту же редакционную политику.

Первой и ведущей газетой молодого города стала «Народная летопись» – городская общественная, политико-экономическая и литературная газета. Первый номер городской газеты «Народная летопись» увидел свет 30 марта 1906 г., поэтому этот день можно считать днем рождения новосибирской журналистики. Как и любая провинциальная газета, «Народная летопись» освещала заграничную, российскую, сибирскую и местную жизнь. Можно выделить несколько тем, которым в «Народной летописи» уделялось особое внимание: развитие народного образования, освещение событий культурной жизни, внимание к политической жизни города, региона и всей России.

Но была и эксклюзивная тема – железная дорога и все, что с ней связано. Газета писала об опаздывающих поездах, о корыстолюбии чиновников, о работе сотрудников железнодорожных станций: «Ни одно ведомство не изобилует таким количеством “юпитеров”, как железнодорожное», – писал автор под псевдонимом «Рефлектор» в заметке «Юпитеры» (Народная летопись. 1906. № 44). Критика часто сочеталась с юмором и сатирой: Скажи, папа: железная дорога Строится из железа? Да? Нет, сыночек из золота, Хотя и называется железной.,Железная дорога становится одной из главных тем не только публицистических, но и художественных произведений: рассказов и очерков. По железной дороге в Сибирь направляются потоки переселенцев, дорога вселяла в них надежду на лучшее будущее: «Поезд подвигался к Уралу. Ближе и ближе к великому сибирскому пути. Вагоны полны… Потоки беспокойных лиц; потоки жадных, ищущих, выспрашивающих… Люди уезжали с родины, прочь от того, что душило жизнь, высасывало кровь; от того, что было когда-то родимым и милым, а стало ненавистным… что ждет их, мятущихся, ищущих, в близкой надвигающейся, уже дышащей бураном и морозами, Сибири? Что ждет их, порвавших с родиной, в этих неоглядных, мощных степях Сибири? …А сзади и впереди жадно ревели новые и новые поезда и без конца неслись в «обетованную землю» потоки жизней, с разрушенным, измученным прошлым и отчаянно загорающимися новыми последними надеждами… Великие потоки!» (Народная летопись. 1909. № 1).

У железной дороги появляются свои звуки, своя музыка: «Тактак… стучат колеса вагона. В этом однообразном стуке ему слышится унылая, странная музыка: какие-то совсем особенные, суровые звуки. Дикая мелодия, с невыносимо тяжелым однообразным аккомпанементом. Так-так-так…» (Народная летопись. 1909. № 10). С первых газетных страниц журналисты пытались определить место и статус нарождающегося города, стремящегося к самостоятельности: «Новониколаевск – очень молодое, не оперившееся, но уже оперирующее создание. Он молод и до совершеннолетия его далеко. И тем длительнее будет период его несовершеннолетия, его младенчества, чем длительнее будет существование его нянюшек и опекунов». Несмотря на молодость, город обладал деловым и прагматичным характером: «Как начинающий коммерсант, Н. Николаевск любит нажить копеечку… Куда ни оглянись – всюду или магазин, или лавочка, или какая-нибудь контора… Здесь не видно ни “ликующих, ни праздно болтающих”, здесь все деловые люди». Критика проявляется в отношении проведения досуга: «Пока я не видел, не ощущал здесь биения пульса общественной жизни, мертво и как-то скучно кругом… Нельзя же считать за жизнь препровождение времени на любительских спектаклях или у какого-то профессора черной и зеленой магии… Примитивные “упрощенные” развлечения даже и в глуши ничего не могут дать уму и сердцу…» (Народная летопись. 1906. № 2). Пытаясь найти свое место среди сибирских городов, самоопределиться, выявить свою специфику, Новониколаевск сравнивает себя со своим соседом, губернским городом Томском. В форме фельетона Ваня Сумбурный в «Маленькой комедии» под названием «Кто устоит в неравном споре?» (Народная летопись. 1909. № 230) пытается ответить на эти вопросы. Уже в заголовке обозначено, что спор – неравный. Действующие лица комедии: Томск (благородный старец, с истинно русской бородой, в кафтане. Держится степенно), Новониколаевск (вертлявый подросток. По костюму смахивает на буржуа средней руки) и Инженеры, путевые и непутевые, с прошлым и без прошлого, но без будущего.

В первой картине инженер-режиссер говорит о Томске:

 Когда б ты жил на магистрали,

Как Фауст бы помолодел.

Да, видно, инженерам мало дали!

И вот хиреешь… облысел!

Далее вступает Новониколаевск:

Здорово, хрычь!..

Что брови хмуришь грозно?

 Не больно страшен – не боюсь!

Не много жить тебе, – я говорю серьезно.

А я широко развернусь!

 Томск:



Нахален ты, молокосос! Тебя должно быть, мало обучали.

 Ну, отчего ты задрал нос?

Новониколаевск (гримасничая):

Я, дедушка, на магистрали:

И Обь, ведь, не Томи чета…

Ты разоришься…

Нищета – Удел твой в будущем…

А я – (поет)

«Плыви моя ладья».

 Томск: За мной традиции веков…

Новониколаевск: Товар уже совсем без сбыта!

 Твое грядущее разбито.

Не обольщайся и не слушай лживых слов;

 Историей оставлен в стороне

 – Жизнь проведешь в полудремотном сне.
«Возраст» и «наличие магистрали» – вот два критерия, по которым определяется будущее двух сибирских городов. Краткие выдержки из комедии достаточно четко обрисовали перспективы старого города Томска, у которого без железной дороги, нет никакого будущего, как и нет надежд на дальнейшее позитивное развитие. А юный, хоть и пока мало воспитанный и образованный Новониколаевск, стоит не только на магистрали железнодорожного пути, но и на полноводной Оби, крупнейшей транспортной артерии Сибири.






Комментариев нет:

Отправить комментарий