Литературные портреты

06.07.2020г.

5 июля – ДВОЙНОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

5 июля в 1903 году родился «советский Дисней», талантливый сказочник и добрый волшебник ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ СУТЕЕВ. С его творчеством знакомы все дети с самого раннего возраста, именно его книги часто становятся первыми для многих малышей.
Представить себе детскую литературу и советскую мультипликацию без Сутеева сегодня невозможно – вряд ли найдется в России такой ребенок, который не знаком со снеговиком-почтовиком, не смотрел мультфильм про зайчишку с мешком яблок и не искал вместе с любопытным щенком того, кто сказал «мяу».
Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).
В 1952 году впервые написал свою книгу «Две сказки про карандаш и краски». Сам Сутеев говорил: «Веселых авторов, пишущих для малышей, – мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки».
Он, по сути, создал некий промежуточный жанр – «книжку-картинку» – соединив динамику мультипликации с поясняющим и оформляющим сюжет текстом.
Сутеев иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века. С его иллюстрациями вышли книги Родари, Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова и других классиков детской литературы.
Он хотел, чтобы ребенок рос среди шуток и веселья. Его рисованные сказки доступны даже младенцам. Небо там голубое, трава зеленая, цыпленок желтый, котята белые, черные и серые, и персонажи своим поведением напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие. В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые жизненные истины.
Остроумные, весёлые, добрые книжки Сутеева знакомы детям всего мира. Книги с его сказками издавались на 50 языках мира в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии, Чехословакии и других странах. Многие его нарисованные герои послужили эскизом при создании игрушек для детей.

И еще один талантливый детский писатель, «грандиозный выдумщик», как он сам себя называет, родился 5 июля в 1958 году – это АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УСАЧЕВ.
Первая публикация его стихов, навеянных творчеством детского писателя Даниила Хармса, состоялась в журнале «Мурзилка». А выпустить первый сборник детских стихов «Если бросить камень вверх» с потешными и умилительными детскими стишками помог Эдуард Успенский. За эту книгу Усачев получил премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей.
По его работам создаются добрые, трогательные мультфильмы: «Умная собачка Соня» (1991), «Приключения в Изумрудном городе» (1999), «Рыцарский роман» (2003), «Девочка и крот» (2005), «Прекрасная лягушка» (2008), «Кукарача» (оба – 2013 год).
Сборниками сказок и фантастических историй Усачева зачитывается уже второе поколение детей! Это – «Умная собачка Соня», «Жуткий детский фольклор», «Оранжевый верблюд», «Сказочная история воздухоплавания», «Жили-были ёжики», «Чудеса в Дедморозовке», «Почта Деда Мороза» и многие другие. Они помогают маленьким читателям увидеть себя со стороны, оценить прекрасную пору своей жизни, найти гармонию и взаимосвязь себя с природой, сверстниками, взрослыми. Произведения где-то ироничные, где-то задумчивые, но они наполнены смехом, весельем, за что и любимы маленькими читателями.
В России вышло более 100 книг Андрея Усачева для детей. Сейчас его уморительные, милые стихи переводятся на украинский, английский, японский, сербский и другие языки.






19.06.2020г.

НИКОЛАЙ ЛЕОНОВ – КЛАССИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДЕТЕКТИВА

Сегодня весьма популярны отечественные авторы детективов. Российские книгоиздатели с удовольствием печатают их произведения. Среди них детективы о молодом сыщике Льве Гурове. Их автор – НИКОЛАЙ ЛЕОНОВ - известен не только художественными произведениями, но и сценариями фильмов, уровень которых недоступен многим сегодняшним боевикам и бестселлерам.
Николай Иванович Леонов - прожил всего 65 лет и ушел из жизни в начале 1999 года. Сегодня ему исполнилось бы 87 лет. Родился писатель 18 июня 1933 года в г. Москва в семье инженера - мостостроителя. С 1953 года работал в Московском уголовном розыске, где начинал с оперативной работы. Окончил Всесоюзный заочный юридический институт. Одновременно являлся капитаном сборной СССР по настольному теннису, а в впоследствии стал тренером.
Николай Леонов является автором многих известных книг и киносценариев, в том числе к кинофильмам: «Вариант «Омега»», «Трактир на Пятницкой»; а также цикла популярных детективных повестей об инспекторе Льве Гурове. Лауреат премии Союза Писателей СССР и премии МВД СССР.
Николай Иванович Леонов скончался 13 января 1999 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве. После смерти писателя появилось большое число «продолжений» цикла о сыщике Льве Гурове различных авторов, в том числе с указанием «соавторства» Николая Леонова.
Книги Николая Леонова находятся в гуманитарном отделе библиотеки «Бестселлер» и всегда пользуются большим спросом у читателей.






17.06.2020г.

235 лет «Приключениям Барона Мюнхгаузена» Рудольфа Эриха Распэ

В 1785 году Рудольф Эрих Распе напечатал первые истории выдумщика Мюнхгаузена. Истории «самого правдивого человека на земле» облетели весь мир. Ну кто не знает барона Мюнхаузена, который летал на ядре, забирался по стеблю боба на Луну, выворачивал волка наизнанку, поджигал порох искрами из глаз?
Знаете ли вы, что Мюнхгаузен — не выдумка?
Такой человек действительно жил. Его звали Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен-ауф-Боденвердер.
Говорят, что Мюнхгаузен в молодости был лихим офицером, некоторое время был на службе в России. Вернувшись домой после странствий, Мюнхгаузен поселился в своем имении, увлекался охотой, принимал у себя гостей, любил рассказывать им о своих приключениях в России. Неправдоподобность его рассказов забавляла слушателей. Говорят, что он жил легко и беззаботно. В 1781 году вышел юмористический «Проводник для веселых людей» с рассказами барона. Может, прочитав «Проводник», может, побывав в доме Мюнхгаузена, но Рудольф Эрих Распе написал
на английском языке книгу, которая навсегда ввела барона в историю литературы: «Рассказы барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и кампаниях в России». При этом автор отдал предпочтение тому, чтобы остаться анонимом, а неудачника барона представил почтенной публике под настоящим именем. Труд Распе сразу приобрел такую популярность, что в поместье Боденвердер стали стекаться зеваки, чтобы поглядеть на «барона-лжеца». Мюнхгаузену пришлось ставить вокруг дома слуг, чтобы отгонять любопытных. Его истории были настолько невероятными, что всех лгунишек начали называть мюнхаузенами.
Данная книга в нашей Библиотеке им. О.В. Кошевого есть в детском отделе, сразу после снятия карантина мы ждём наших читателей.








16.06.2020г.

"Родина и долг..."

95 лет со дня рождения писателя Решетникова Леонида Васильевича (1920–1990)


Так дай же мне, судьба,

 не рифм бряцанье,

Позволь постичь глубины бытия,

Чтоб стал мой стих насущным,
 как дыханье,
Как этот хлеб,
Который режу я.
Л. Решетников
Поэт Леонид ВасильевичРешетников, талантливый лирик и философ, искренне, страстно говорил о мужестве советских людей, воспевал любовь к родному краю. Его поэзия – отражение чувств, взглядов советского человека, гражданина в лучшем смысле этого слова. Решетников – один из немногих поэтов-фронтовиков, сохранивших и после Победы верность «армейской» теме, он умел видеть поэзию армейских буден, высокий смысл повседневной армейской службы. Его талант и чуткость к драматическим сторонам жизни уберегли поэта от лакировочных стихов. Биография Решетникова была яркой, героической не только потому, что он прошел Великую Отечественную войну «от звонка до звонка», но и потому, что всегда активно жил, любил людей, жену-красавицу, своих родных и друзей. Поэтому не стоит расценивать как преувеличение слова сибирских писателей в некрологе: «Советская поэзия понесла тяжелую утрату – 11 февраля 1990 года скончался Леонид Васильевич Решетников».
Лучше всего может рассказать о своей жизни сам человек. Эмоционально и полно говорит о себе Л. Решетников в автобиографии, которую он поставил предисловием к книге стихов «Избранное» (М., 1981 г.). За этим повествованием встает человек яркий, счастливый и сильный.
«Родина и долг – два эти понятия исчерпывают смысл и содержание жизни человека, кем бы он ни был – мастером, воином, поэтом.
У меня, как и у всех, две родины – большая и малая.
Большая – это Советский Союз, Россия. Это – Пушкин и Ленин, Бородино и Дубосеково, «Аврора» и Байконур.
Малая – это деревня Ноледур и районный городок Уржум в Кировской области. Отчий дом и родители. Гнездо, где я родился в 1920 году и откуда вылетел позднее. Эту малую родину, составляющую часть большой, мне не забыть никогда, как бы далеко я ни уезжал от нее...
Сегодня в преддверии юбилея писателя мы представляем Вам  книгу  поэта Леонида Решетникова "Благодарение", в  которую  включены избранные стихи и переводы из его прежних книг, написанные на протяжении четырех десятилетий творческого пути, новые стихи и литературно-критические заметки. И в лирических раздумьях поэта, и в его философской лирике, и в батальной живописи явственно возникает образ нашего современника, чей духовный мир сформирован армейской службой в довоенные и послевоенные годы, участием в сражениях Великой Отечественной, множеством встреч на родной земле и за ее рубежами. Зачастую строки рождены живыми впечатлениями сегодняшней Сибири - огромного края, который стал для поэта родным. В литературно-критических заметках автор обращается к некоторым образцам поэзии А.С.Пушкина и А.Т.Твардовского, к творчеству Вас.Федорова. В 1979 г. решением Совета Министров РСФСР Л.В.Решетников удостоен Государственной премии РСФСР имени М.Горького за книгу стихов "Благодарение".


27.04.2020г.

Литературный портрет
Английский поэт и драматург Уильям Шекспир считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Дошедшие до нас работы состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. По его произведениям написаны оперы, балеты, ставятся спектакли и снимаются фильмы. Но жизнь этого человека так и остается окутанной загадками…

До сих пор точно неизвестно, когда родился Шекспир. Однако все же принято считать, что он родился 23 апреля 1564 года.
Данное предположение основывается на том, что крещение будущего поэта состоялось 26 апреля того же года, под именем Уилла Шекспира (в то время данный обряд проводился через три дня после рождения ребенка), как раз за три дня до того как в церковных книгах была зарегистрирована вспышка чумы. Примечательно, что умер гений в возрасте 52 лет в этот же день – 23 апреля 1616 года.
Свою взрослую жизнь Уильям начинал как ученик мясника, а затем, покинув родной Стратфорд, преуспел в коммерции и стал пайщиком театра. Одним словом, был обывателем, совершенно не похожим на гения мировой литературы, оставившего богатейшее наследие.

Классик обладал поистине энциклопедическими знаниями для своего времени: он превосходно знал не только английскую историю, но и важнейшие процессы в европейских странах, имел осведомленность в античной философии, юриспруденции, разбирался в навигации, тонкостях международной дипломатии, медицины, владел несколькими иностранными языками, среди которых латынь, греческий, французский, итальянский, испанский.
Драматург хорошо разбирался в политике, музыке и ботанике (исследователи насчитали 63 названия растений в его произведениях), имел навыки военно-морского дела, знал толк в развлечениях вельмож того времени, например в соколиной охоте и медвежьей травле.

Возможно, он много путешествовал, однако ни один источник не подтверждает, что стратфордский Шекспир когда-либо уезжал далее Лондона. 

Уильям Шекспир оставил потомкам 38 пьес, 4 поэмы, 154 сонета, 3 эпитафии. Всего его произведения переведены на множество языков и оказали значительное влияние на развитие мировой литературы. А язык способствовал формированию современного английского, обогатив его сочными фразеологизмами.
Пьесы Шекспира принято делить на 3 группы: комедии, исторические пьесы и трагедии. Многие из них основаны на легендах и мифах прошлого, что в те времена было вполне обычной практикой.
Согласно словарю цитат, изданному в Оксфорде, Шекспир написал десятую часть наиболее повторяемых цитат, как в устном, так и в письменном английском.
Шекспир обладал даром понимания человеческой сущности, что ярко выражалось в его творчестве. В его пьесах можно увидеть реальных людей, элементы личностей которых можно встретить в повседневной жизни. Необычно то, что Уильям был одним из немногих, кто получил славу еще среди современников…
Источник: https://storyfiles.blogspot.com/2014/04/blog-post_445..
(дата обращения- 27.04.2020г.)












31.01.2020г.

К 160-летию А.П. Чехова

"Вселенная Чехов"









1. Чехова называли «русским богатырем». Вопреки все тем же каноническим представлениям, писатель отнюдь не был осунувшимся хрупким человечком с тихим голосом. Стереотип сложился на основании поздних фотографий и воспоминаний современников, которые встречались с Чеховым уже во время его тяжелой болезни – он много лет страдал от туберкулеза. А в молодости Антон Павлович вообще представал настоящим «русским богатырем», по определению его знакомых. О том, как упорно потомки представляют себе Чехова невысоким и тщедушным, говорит один только эпизод. Как-то игравший писателя актер Юрий Яковлев (рост которого был 187 см), примерил подлинный чеховский пиджак. Артист долго удивлялся, что одежда пришлась ему впору.






5. С первого взгляда предсказал человеку самоубийство. О по-настоящему мистическом случае, который произошел с Чеховым, вспоминал Станиславский: «Однажды ко мне зашёл один близкий мне человек, очень жизнерадостный, весёлый, считавшийся в обществе немножко беспутным. Антон Павлович всё время очень пристально смотрел на него и сидел с серьёзным лицом молча, не вмешиваясь в нашу беседу. Когда господин ушёл, Антон Павлович в течение вечера неоднократно подходил ко мне и задавал всевозможные вопросы по поводу этого господина. Когда я стал спрашивать о причине такого внимания к нему, Антон Павлович мне сказал: «Послушайте, он же самоубийца». Такое соединение мне показалось очень смешным. Я с изумлением вспомнил об этом через несколько лет, когда узнал, что человек этот действительно отравился».


6. Дед Чехова был крепостным, а сам писатель отказался от потомственного дворянства. Егор Михайлович Чехов смог выкупить себя и свою семью на волю. Впоследствии его знаменитый внук никогда не забывал о своем происхождении. При этом в 1899-м, когда император Николай II своим указом присвоил писателю титул потомственного дворянина и орден Святого Станислава третьей степени, Антон Павлович эту привилегию попросту…не принял. Высочайший указ так и остался без внимания и последствий – как и звание почетного академика Российской академии наук, которое Чехов тоже посчитал для себя бесполезным.

7. У Чехова было около пятидесяти псевдонимов. Ну, один-то из них вам точно известен еще со школьных времен – Антоша Чехонте, конечно. Еще были: Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Брат моего брата; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Человек без селезенки; Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев…Первые произведения писателя, подписанные настоящим именем, появились в газете «Новое время», и то только потому, что редактору Суворину пришлось на этом настоять. Позже сложилось так, что серьезные произведения Чехов публиковал под своей фамилией, а юмористические по-прежнему подписывал псевдонимами.

8. Называл жену «актрисулькой» и «балбесиком». Переписка Чехова с женой Ольгой Книппер была огромной. Так вышло, что после свадьбы молодожены прожили вместе всего лишь шесть месяцев, потом Книппер отправилась в Москву работать в театре, а Антон Павлович из-за болезни жил в Ялте. Письма, которыми супруги обменивались все это время, полны искренней любви. Правда, писатель часто обращался к жене весьма нестандартно: «актрисулька», «собака моя», «балбесик мой». Но вместе с тем: «милая, славная, добрая, умная жена моя, светик мой». В письмах Чехов шутил: «Не забывайте писателя, не забывайте, иначе я здесь утоплюсь или женюсь на сколопендре».
9. Всю жизнь занимался благотворительностью. Например, в Мелихове, где купил себе имение, Чехов организовал врачебный пункт, в котором каждый день, начиная с пяти часов утра, принимал больных и снабжал их лекарствами. В 1892 году во время эпидемии холеры писатель работал санитарным врачом от земства. Но одной только врачебной деятельностью Антон Павлович не ограничивался. Он собирал средства для нуждающихся, строил школы. Не бросил благотворительность Чехов и после переезда в Ялту, несмотря на то, что уже сам был тяжело болен.

Всем уже целый век хочется подражать ему...












Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы.

                                                                                   А. А. Блок, русский поэт

В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям принадлежит М. Ю. Лермонтов, чей 205–й год со дня рождения наша страна будет отмечать 15 октября.  Михаил Лермонтов – один из самых известных русских поэтов. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков. О чём бы он ни писал – о далёком прошлом или современности, природе или любви – его идеи образы всегда насыщены чувством патриотизма и вольнолюбия.  Поэт Лермонтов – удивительное явление в российской и мировой литературе. За свою очень короткую жизнь он создал сотни поэтических произведений, которые и сегодня составляют драгоценную сокровищницу российской литературной классики. Но как всякий талантливый человек он был удивительно разносторонен, рисовал акварелью, играл на фортепиано и скрипке, пел, сочинял музыку на свои стихи. Жизнь его была короткой и яркой как вспышка света в ночном небе. У каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нём певца родины, прославляющего «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям». Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому «некому руку подать». Автор «Героя нашего времени» прожил только 27 лет, но его творчество и сегодня поражает мощной силой. На нем выросли многие поколения россиян, для которых легендарные строки стихотворения «Бородино» стали главными с самого детства, навсегда определившими их умонастроение и патриотическое чувство.
4
Через всю жизнь мы проносим в душе образ этого поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это. 























Поэзия Брюсова, так же как и Бальмонта, наполнена «иностранным» воздухом, потому что связь с французской и латинской поэтической традицией была у них теснее, чем с русской. Роднит Брюсова с Бальмонтом и отсутствие тонкой отделки, тонких оттенков и «последнего штриха». Лучшие его стихи великолепны: пурпур и золото; худшие – полная безвкусица.
Как и у большинства русских символистов, стихи Брюсова состоят в основном из «высоких» слов и всегда торжественны и иератичны. В ранних стихах (1894–1896) он пытался привить России «поющее звучание» Верлена и ранних французских символистов, а также оживить и осовременить «напевы» Фета. Но в целом Брюсов поэт не музыкальный, хотя, как и все русские символисты, часто пользуется словами как эмоциональными жестами, а не как знаками с четким значением. Хотя его творчество пропитано культурой веков, Брюсов не философский и не «думающий» поэт. Одно время под влиянием Ивана Коневского Брюсов занялся метафизической поэзией, некоторые его стихи в этом роде – чудная риторика, но философии в них мало, больше патетических возгласов и противопоставлений.

Язык поэзии Брюсова более сжатый и выразительный, чем у Бальмонта, и иногда он достигает вершин поэтической выразительности, но точности ему не хватает: его слова (иногда замечательные) никогда не бывают «счастливыми находками». Любимые темы Брюсова – размышления о прошлом и будущем человечества, изображение половой любви как мистического ритуала и, как любили говорить в его время, – «мистицизм повседневности», то есть описание крупных современных городов как таинственного леса символов.
Лучшие стихи Брюсова содержатся в сборниках Urbi et orbi (1903) и Stephanos (1906). В Stephanos входит и замечательный цикл вариаций на вечные темы греческой мифологии (Правда вечная кумиров). Такие стихи, как Ахиллес у алтаря (Ахиллес ждет рокового обручения с Поликсеной), Орфей и Эвридика, Тезей Ариадне – лучшие достижения «классической» стороны русского символизма, стремившейся к иератической возвышенности и символической наполненности.
роза Брюсова в целом такая же, как и стихи: торжественная, иератическая и академичная. В прозе затрагиваются те же темы: картины прошлого и будущего, таинственные «бездны» любви – часто в самых ее извращенных и ненормальных проявлениях. Как и у стихов, у прозы – явно «переводной с иностранного» вид. Брюсов сам это чувствовал и часто нарочно стилизовал прозу под иностранные образчики прошлых эпох. Один из лучших рассказов Брюсова – В подземной тюрьме – написан в стиле новелл итальянского ренессанса. Лучший роман Брюсова – Огненный ангел (1907) – рассказывает о немецком купце времен Лютера. Прием стилизации спас прозу Брюсова от «поэтизации» и импрессионистичности. В целом, проза его мужская, прямая, в ней нет манерности. На сюжеты и композицию прозаических сочинений сильно повлиял Эдгар По. Особенно влияние этого великого писателя чувствуется в подробном документальном описании будущего цивилизации в Республике Южного Креста и в хладнокровном изучении патологических психических состояний в рассказе Теперь, когда я проснулся.

В прозе Брюсова есть холодность и жестокость: там нет жалости, нет сострадания, только холодный огонь чувственной экзальтации, желание проникнуть в потаенные уголки человеческой порочности. Но Брюсов не психолог, и его картины чувственности и жестокости всего лишь ярко раскрашенный карнавал. Главное произведение Брюсова в прозе – Огненный ангел – лучший, возможно, русский роман на иностранный сюжет. Сюжет – колдовство и суд над ведьмой. Появляются доктор Фауст и Агриппа Неттесгеймский. Роман проникнут подлинным пониманием эпохи и полон «эрудиции», как романы Мережковского, но свободен от наивного мудрствования этого автора и несравнимо занимательнее. В сущности, это очень хороший, умело построенный исторический роман. Спокойная манера ландскнехта, в которой он ведет рассказ о страшных и загадочных событиях, свидетелем которых он был, делает роман особенно захватывающим чтением.

( Материал взят  с сайта Русская историческая библиотека)

13.11.18г.


Барин и либерал, большой любитель прогрессивной молодежи и несчастный в любви человек, создатель стихотворений в прозе, повестей всё о той же любви, хрестоматийных образов русских дворянских девушек, так и называемых с тех пор – тургеневскими, и канона русского интеллигентского романа. Дворянское гнездо, Рудин, Накануне, Отцы и дети, Дым, Новь – служили образцом для подражания на протяжении всей второй половины XIX столетия и даже дольше, если вспомнить какого-нибудь Санина господина Арцыбашева...


Отец мой был красавец; я могу это сказать потому, что я нисколько на него не похож, – я похож лицом на мать. Он был очень хорош – настоящей русской красотой. Он обыкновенно держал себя холодно, неприступно, но стоило ему захотеть понравиться, в его лице, в его манерах появлялось что-то неотразимо очаровательное. Особенно становился он таким с женщинами, которые ему нравились. 

Одна немецкая принцесса, которой он был как-то представлен, вспоминала в разговоре с его женой: Вы – жена Тургенева, я его помню. После императора Александра I, я не видала никого красивее вашего мужа

Странное влияние имел на меня отец – и странные были наши отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу, он даже был, если можно так выразится, вежлив со мной. Только он не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он оказался мне образцом мужчины. Размышляя впоследствии о характере моего отца я пришел к такому заключению: ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил другое и наслаждался этим другим вполне. Отец мой прежде всего и больше всего хотел жить... и жил. Наверное, он предчувствовал, что ему не придется пользоваться штукой жизни. Он умер в 42 года.





В Варваре Петровне текла кровь Лутовиновых, необузданных и в то время почти полновластных бар. Вышедши замуж, Варвара Петровна зажила тою широкою, барскою жизнью, какою живали наши дворяне в былые времена. Богатство, красота ее мужа, ее собственный ум и умение жить привлекли в их дом все, что было только знатного и богатого в Орловской губернии. Свой оркестр, свои певчие, свой театр с крепостными актерами – все было в вековом Спасском для того, чтобы каждый добивался чести быть там гостем. И настолько была умна и приятна, – скажу даже больше, обаятельна, – Варвара Петровна, что, не будучи ни красивою, ни молодою, даже с лицом, несколько испорченным оспой, она при всем том всегда имела толпу поклонников. (Варвара Николаевна Житова) Но многие другие современники матери Тургенева отзывались о ней достаточно нелицеприятно...



У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Это несоответствие между высоким тенорком и его богатырской грудью сразу бросалось в глаза. Будучи совершенно лишенным музыкального слуха, он, тем не менее, очень любил петь. И хотя у него не получалось взять ни одной верной ноты, слушатели приходили в восторг от этого комического зрелища. Странной была и его манера смеяться. По словам Фета, смеялся он заразительно: Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом. Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и... ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.
























И.С. Тургенев за работой над романом Рудин. Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева
Ю. АНОХИН и Е. СОРОКИН


Тургенев был чрезвычайно чистоплотным человеком и маниакально любил порядок. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном; садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе, и даже вставал ночью, вспомнив, что ножницы лежали не на том месте, на котором должно. У него портилось настроение, если оконные шторы были неаккуратно задвинуты. Не мог писать, если что-то на письменном столе лежало не на своем месте. По утрам Тургенев долго занимался своим туалетом и особенно тщательно причесывался. Смотри, – говорил он Полонскому, – я начинаю справа этим гребнем... пятьдесят раз, потом налево... пятьдесят раз; затем другим, более частым гребнем – сто раз. А потом – щеткой. Ты удивлен, не правда ли? Но, понимаешь ли, хорошо причесываться и быть безукоризненно приглаженным всегда было моей страстью с самого детства.



Русский писатель Иван Тургенев скончался 3 сентября 1883 года в местечке Буживаль под Парижем.
За несколько дней до смерти Тургенев завещал похоронить его подле Виссариона Белинского. Последнее желание было выполнено.

...Отошедши, весь преобразился. И не только не осталось на лице следов страданий, но, кроме красоты, по-новому в нем выступившей, удивляло выражение того, чего при жизни не хватало: воли, силы – мягкой, даже ласковой, но силы. Сохранилась фотография с него в гробу: действительно прекрасен. Может быть, и никогда красив так не был» (Б. Зайцев Литературная биография).

Смерть писателя, у которого было очень много читателей и поклонников, стала настоящим потрясением и во Франции, и в России. На отпевание Тургенева в русской церкви в Париже собралось около 500 человек, среди которых – более 100 французов, включая известных литераторов и творческих деятелей своего времени. Тело Тургенева после траурных мероприятий в Париже было доставлено в Санкт-Петербург почти через месяц после смерти писателя.

9 ноября в Москве на Остоженке был открыт памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу. Скульптор Сергей Казанцев.  


09.11.18г

«Писатель Божьей милостью» (к 135-летию А. Н. Толстого)


«Алексей Толстой - писатель Божьей милостью, обладатель божественного языка, прозрачного и чистого,словно родниковая вода. Мы всегда считали его одним из своих Учителей. Он - недостижимая вершина по части владения русским языком».

                                                                             Б. Стругацкий


















Алексей Николаевич Толстой – один из ярчайших и талантливых советских писателей. 
Осмелюсь сказать, он был самым читаемым автором в Советской России.

«Петр I» из школьной программы не был скучен, за «Гиперболоидом инженера
 Гарина» и «Аэлитой» гонялись, над «Гадюкой» и «Хождением по мукам» плакали,
над «Графом Калиостро» хохотали, а «Буратино» оказался более удачным, 
чем оригинал! Творческий диапазон его произведений удивительно широк.
 Здесь и «дворянские романы» и повести, исторические романы, пьесы, военная
 и гражданская публицистика, фантастика, огромное количество сказок.

Своим происхождением он загадал загадку многим поколениям историков 
и литературных критиков, воспоминания и отзывы о нем противоречивы, 
богаты легендами и мифами. Его политические воззрения притягивали и
 отталкивали от него: то эмигрант, «очерняющий всё самое святое для строителя
 социализма», то классик советской литературы, написавший по заказу роман «Хлеб»,
 который позднее станет «черной меткой» писателя. Четыре жены, пять детей, 
три Сталинских премии и страстное желание жить весело и богато!

Неоднозначный и, вероятно, до конца так и не понятый, он оставил нам 
огромное литературное богатство!



Родился писатель в январе 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.
 Детство прошло в имении обедневшего помещика, служившего в земской управе,
 Алексея Бострома на хуторе Сосновка неподалеку от Самары. В свое время, 
будучи уже беременной Алешей, мать писателя сбежала от его отца, графа
 Николая Толстого, личности сложной, стихийной, но вместе с тем и незаурядной. 
Сама она, родственница декабриста Н. Тургенева, увлекалась литературой, 
в частности творчеством И. С. Тургенева. Увлекалась писательством. 
Сочинения – романы и детские книги – она подписывала псевдонимом
 Александра Бостром. Именно мать увлекла литературой сына. 
С великим пристрастием мать развивала в нем литературные способности: 
с девяти лет понуждала его писать многостраничные письма, требовала
 точного и образного выражения мысли, учила подмечать 
вокруг самые мелкие, но выразительные детали. И втайне 
страдала оттого, что Алешины литературные опыты, по ее мнению, 
выходили вялыми и неоригинальными.



Нося фамилию отчима, будущий писатель окончил реальное училище.
 По просьбе матери отец признал сына, оставив ему имя, титул и 30 тысяч наследства.

В 1901 году А. Н. Толстой поступил в Петербургский технологический институт. 
Здесь Алексей Толстой начинает писать и достаточно быстро становится
 известным в литературном столичном мире. Интересно, что начинал он как поэт. 
В его раннем творчестве были хорошо заметны нотки подражания Некрасову и Надсону,
 а также символистам.

В 1905 году Алексея направили для прохождения практики на Урал,
 где он больше месяца жил в Невьянске. Под впечатлением этой 
поездки молодой писатель пишет свой первый рассказ «Старая башня».



Алексей Толстой с матерь


















Через 2 года вышла его первая книга стихов «Лирика», которую критики
 как бы не заметили, хотя о его стихах лестно отзывались Бунин, Гумилев,
Волошин, Брюсов, Блок, Цветаева. Сам же впоследствии он предпочита
 не вспоминать об этом сборнике, считая себя неудачником в поэзии.
Хотя Толстой и был среди тех, кто открывал легендарное литературное кафе
 «Бродячая собака», он выделялся среди утонченных декадентов 
яркостью и большей прозаичностью. Именно здесь, в «Бродячей собаке», 
М. Волошин, прослушав рассказы А.Н. Толстого о детстве, о влюбленности
в природу родного края и жизни дворян в Самарской губернии, посоветовал
 ему обратиться к летописанию последних «дворянских гнезд». 
Так появились «дворянские романы» и повести – «Мишука Налымов»,
 «Чудаки», «Хромой барин». Романы были близки читателям тем, 
что бытописание уступало место живым реальным отношениям
 между героями, тонкий психологизм захватывает нас и сегодня.
Наступил 1914 год. Он мог не участвовать в Первой мировой 
на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». 
В 1915-16 годы появились рассказы «На горе», «Под водой», «Прекрасная дама». 
О драматургии писатель тоже не забывал – в 1916-м вышли комедии 
«Нечистая сила» и «Касатка».
Февральскую революцию встретил с восторгом, последовавшие
 реалии в виде голода, холода и обнищания заставили взглянут 
на события иначе. Именно в это время граф высказывался довольно
 откровенно, предлагая вгонять иглы под ногти большевикам.
Толстой выбирает эмиграцию, где встречает много знакомых по Петербургу. 
В эмиграции появляется «Детство Никиты», написанное для сына,
 первые главы «Хождения по мукам», «Аэлита», «Повесть смутного времени».
 Именно годы эмиграции показали, что А.Н. Толстой стал настоящим мастером слова.


















Жизнь за границей показалась русскому литератору тоскливой и неуютной.
 Привыкший к роскоши и комфорту, граф Толстой тяготился неустроенностью быта.
Наблюдая издалека за Советской Россией, граф всерьез размышляет и о своей судьбе.
 Позднее высказывается довольно откровенно о необходимости признания 
большевиков как единственного правительства России и сотрудничества
 с большевиками «для укрепления великодержавности». В результате 
его исключают из Союза русских писателей в Париже, и в сентябре 
1923 года он возвращается в Россию.
Его возвращение вызвало бурную и неоднозначную реакцию:
 эмигрантские круги назвали поступок предательством 
и осыпали «советского графа» проклятиями. Большевики же приняли 
писателя с распростертыми объятиями: Толстой стал личным
 другом Иосифа Сталина, завсегдатаем кремлевских приемов, 
получил членство Академии Наук, избран депутатом Верховного Совета СССР.
В этом же году в России издается «Аэлита». 



















В следующем, 1924 году, сатирическая повесть «Похождение Невзорова,
 или Ибикус», где в юмористической форме описываются воспоминания
 и впечатления о жизни в эмиграции, продолжая активно работать
 над романом «Хождение по мукам». В романе настолько правдиво, 
вдумчиво и исторически верно описаны события, судьбы, 
что ни один из читавших никогда не усомнится в патриотичности и двуличии автора.
 Думается, что смена мировоззрения под тяготами перенесенной революции, 
эмиграции естественна как прозрение. До сих пор считаю этот роман самым ярким,
 красивым, теплым несмотря на описываемые события.


















В 1929 году А.Н. Толстой начинает работу над романом «Пётр I», который он
 писал до конца своей жизни и так и не успел закончить. «Пётр I» – это 
попытка писателя переосмыслить русскую историю, её ключевые, поворотные моменты.
 Образы, представленные писателем настолько живы, что до сих пор многие 
обращаются к друзьям как Алексашка  Меньшиков к Петру: «Мин херц», т.е. «Сердце мое».
 «Я в восхищении от толстовского «Петра» и с нетерпением жду его продолжения. 
Бесподобная вещь!» - писал Борис Пастернак. «Книга - надолго, если не навсегда» - это 
мнение А. М. Горького. Этот роман признан лучшим образцом исторического романа.
 В нем автор провел параллели между двумя эпохами, давшими
 России подняться на новые рубежи.
















Возможно, действительно между властью и писателем существовал негласный договор. А.Н. Толстой хотел хорошо жить, власть - использовать его идеологически.
 Но он никогда и не скрывал своего желания и, если играл, то играл честно.
Так, когда началась война, А.Н. Толстой участвовал в написании 
знаменитого обращения Сталина, которое зачитывал Молотов. 
Мы часто слышим его в военных фильмах, и всегда слова эти берут за душ
вспомнить героических предков – Александра Невского, Дмитрия Донского,
 Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова.
Во время Великой Отечественной войны им написано
 более 60 очерков такого патриотического накала, что народ зачитывался
 и учил наизусть его слова. В этот период написаны знаменитые очерк
 «Родина» и рассказ «Русский характер».
Не верится, что в этих произведениях нет искренности. Скорее,
 в тяжелые моменты истории он открывает для себя русский народ,
 сживается с ним и верит в него.














И что еще выделяет «красного графа», так это удивительная работоспособность,
 о которой вспоминают и друзья и недруги. Он мог работать на палубе корабля, 
уносящего его в эмиграцию, поставив пишущую машинку на ящик с консервами.
 Когда писал «Петра I» не мог сложить его образа по портрету, не спал ночь,
 чтоб узнать, какие пуговицы были на камзоле последнего. Докопался до тайны
 в запасниках Эрмитажа и все получилось. Не говорит ли это о скрупулезности в работе?

Он был интересным человеком. О нем написано немало книг и воспоминаний.
 И все эти документы интересны не менее, чем все, что создано пером писателя
 яркого и многогранного дарования.
Думается, что наследие А.Н.Толстого это великое народное достояние,
 которое не потеряло своего обаяния и сегодня.

(материал взят с блога ВО! Круг книг)


СКАЗОЧНИК БОЯЩИЙСЯ ДЕТЕЙ

📜ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ АНДЕРСЕНА📜
(2 апреля 1805 — 4 августа 1875)


Трудно найти человека, не прочитавшего в своей жизни ни одной сказки Андерсена. Но мало кто знает, что в жизни великий сказочник был весьма неординарной, а порой и странной личностью. Некоторые интересные факты его биографии мы собрали в этой статье.

📖1. Сочинять Андерсен начал еще в глубоком детстве, при этом умудряясь плохо учиться в школе и писать с ошибками. Грамотностью Ганс Христиан не мог похвастаться даже в преклонном возрасте.
Ганс Христиан Андерсен до конца дней писал со страшными грамматическими и орфографическими ошибками. Особенно тяжко дело обстояло со знаками препинания.

📖2. Ганс Христиан Андерсен уделял очень мало внимания своей внешности. Он постоянно гулял по улицам Копенгагена в старой шляпе и поношенном плаще.

📖3. Андерсен никогда не отличался атлетической фигурой и отменным здоровьем. Сутулый и худощавый, он часто болел, к тому же всю жизнь терпел зубные боли. Суеверный Андерсен верил, что от числа зубов во рту напрямую зависит его творческий потенциал писателя.

📖4.Андерсена мучали фобии, он боялся буквально всего: собак, ограбления, потери документов. Боязнь погибнуть в пожаре вынудила его всю жизнь возить с собой веревку, чтобы в случае возгорания дома выбраться через окно.

📖5. Известен случай, когда Андерсен отказался от подарка датских детей – самой большой в мире коробки шоколадных конфет из-за страха быть отравленным.

📖6. Великий сказочник никогда не пользовался успехом у женщин и не стремился к этому. Всю жизнь он избегал женского общества.
Единственным исключением стала возникшая в сентябре 1843 года страсть к 26-летней уроженке Копенгагена Дженни Линд. Но и здесь, кроме записей в дневнике, стихов и писем, дело дальше не пошло. Так и не дождавшись решительности Ганса Христиана, Дженни в 1852 году вышла замуж за пианиста Отто Гольшмидта.

📖7. Малоизвестен то факт, что Андерсен обладал книгой с автографом А.С.Пушкина. Ганс Христиан чтил и уважал великого русского поэта и мечтал о его автографе. Зная это, друзья достали и подарили Андерсену «Элегию» издания 1816 года, подписанную лично Пушкиным.
Великий сказочник до конца своих дней бережно хранил эту реликвию.

📖8. Памятник Андерсену в Копенгагене был установлен еще при жизни писателя. Более того – он сам утвердил его проект.
Автор памятника, архитектор Огюст Сабе, сначала планировал сделать композицию с Андерсеном, читающего свои сказки в окружении детей, но сказочник возмутился. «Я и слова не смог бы сказать в такой обстановке» — сказал он и потребовал убрать детей. Ганс Христиан Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.
Сейчас в центре Копенгагена стоит памятник великому Андерсену, восседающему в кресле с книгой в руках в полном одиночестве.














14.03.17г.

О. Генри (Вильям Сидней Портер)

(1862-1910)

Американский прозаик О. Генри (настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором свыше двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Жизнь Вильяма Портера была нерадостной c самого детства. В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в никудышного алкоголика. Покинув школу, пятнадцатилетний Билли Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстуры от кашля и порошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье.

В 1882 году Билли отправился в Техас, два года жил на ранчо, а затем устроился в Остини, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Из банковской карьеры ничего путного у его не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов - очень серьезной суммы на то время. Биографы писателя и доныне спорят, был ли он в действительности виновен. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечения больной жены (и для издания "Rolling Stone"), с другой - кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта только в 1895 году, причем владельцам банка были на руку нечисти. Против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает в Новый Орлеан, а оттуда - в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятным джентльменом - профессиональным бандитом-грабителем Эллом Дженнингсом.


Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересные эпизоды латиноамериканских приключений. Друзья принимали участие в местном гондурасском путче, потом убежали в Мексику, где Дженнингс спас будущего писателя от неминуемой смерти. Портер неосторожно поухаживал за какой-то замужней женщине; муж, который был где-то поблизости, мексиканец-мачо достал ножичек с лезвием длиной в два фута и хотел защитить свою честь. Ситуацию урегулировал Дженнингс - выстрелом от бедра выстрелил ревнивцу в голову, после чего они с Вильямом сели на коней, и конфликт остался позади.

В Мексике Портер получил телеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена, - Атолл Эстес умирает. Во время отсутствия мужа, она не имела средств к существованию, голодала, а заболев, не могла купить лекарства, однако в преддверие Рождества продала за двадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Биллу в Мехико подарок - золотую цепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент Портер продал свои часы, чтобы купить билет на поезд. Он успел увидеться и попрощаться с женой. Через несколько дней она умерла. Агенты полиции с жалобной повязкой молча шли за гробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который не сказал ни одного слова на суде и получил пять лет тюрьмы.

В ссылке Портер пробыл три года и три месяца. Освободился досрочно (за образцовое поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом в 1901 году. Тюремные годы он никогда не вспоминал. Помогли воспоминания Элла Дженнингса, что по иронии судьбы опять очутился бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.

Вместе с Портером и Дженнингсом сидел двадцатилетний "медвежатник" (взломщик сейфов) Дикий Прайс. Он сделал хорошее дело - спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. По этому сюжету Портер составил свой первый рассказ - о взломщике Джимми Валентайне, который спас племянницу своей невесты из огнеупорного шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивался счастливо.

Прежде чем послать рассказ в газету, Портер прочитал его сокамерникам. Элл Дженнингс вспоминал: "С той минуты, как Портер начал читать своим низким, бархатным, слегка заикающимся, голосом, воцарилась мертвая тишина. Мы абсолютно замерли, затаив дыхание. Наконец грабитель Рейдлер громко вздохнул, и Портер, будто проснувшись от сна, взглянул на нас. Рейдлер улыбнулся и взялся тереть глаза своей искалеченной рукой.- Черти бы вас взяли, Портер, это впервые за мою жизнь. Накажи меня Господь, если я знал, как выглядит слеза!" Рассказы в печать взяли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом.

Находясь в тюрьме, Портер стеснялся печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он натолкнулся на фамилию известного в то время французского фармацевта О.Анри. Именно ее в той же транскрипции, но в английском произношении (О.Генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Выходя из тюремных ворот, он вымолвил фразу, которую цитируют уже в течение если не века: "Тюрьма могла бы сделать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать".

В конце 1903 года О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "World" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по сто долларов за одно произведение. Этот гонорар на то время был достаточно большим. Годовой заработок писателя равнялся прибыли популярных американских романистов.

Но бешеный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другим периодическим изданиям. В течение 1904 года О. Генри напечатал шестьдесят шесть рассказов, за 1905 - шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, ожидая, когда можно будет начать иллюстрировать.

Читатели американской газеты не могли осилить большие тексты, терпеть не могли философствование и трагические истории. О. Генри стало недоставать сюжетов, и он в будущем чаще брал, а то и покупал их у друзей и знакомых. Постепенно он стал уставать и снижал темп. Однако из-под его пера вышло 273 рассказов - свыше тридцати рассказов за год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри - непрактичного, который привык к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и шел: "Я должен мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет считать, а я нет...".

Он избегал обществ литературных побратимов, стремился к одиночеству, чурался светских приемов, не давал интервью. По несколько суток без уважительной причины блуждал Нью-Йорком, потом запирал дверь комнаты и писал.

В блужданиях и отчужденности он узнавал и "переваривал" большой город, Вавилон-на-гудзоне, Багдад-над-подземкой, - его звуки и огни, надежда и слеза, сенсация и провалы. Он был поэтом нью-йоркского дна и самых низких социальных слоев, мечтателем и фантазером кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волей О.Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гарун аль-рашиды и Диогены, которые были всегда готовы прийти на спасение к тем, кто погибает, чтобы обеспечить реалистичному рассказу неожиданную развязку.

Последнюю неделю жизни О.Генри провел в одиночестве, в нищем гостиничном номере. Он болел, много пил, уже не мог работать. На сорок восьмом году жизни в нью-йоркской больнице он перешел в другой мир, в отличие от своих героев, так и не достав чудодейственной помощи.

Похороны писателя вылились в настоящий огенриевский сюжет. Во время панихиды к церкви ввалилась веселая свадебная компания, и не сразу поняла, что придется подождать на входе.

О.Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений. Гуманизм, независимая демократичность, бдительность художника, к социальным условиям в свое время, его юмор и комедия преобладают над сатирой, а "утешительный" оптимизм - над горечью и возмущением. Именно они создали уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополии - многоликого, привлекательного, загадочного и жестокого мегаполиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев". Интерес и сочувствие читателя к жизненным перипетиям, клеркам, продавщицам, бурлакам, безвестным художникам, поэтам, актрисам, ковбоям, мелким авантюристам, фермерам, и тому подобным, считается особенным даром, что свойственно О.Генри как пересказчику. Образ, который возникает будто на глазах, откровенно условен, приобретает быстротечную иллюзорную достоверность - и навсегда остается в памяти. В поэтике новеллы О. Генри очень важный элемент острой театральности, что, несомненно, связано с его мироощущением фаталиста, который слепо верит в Случай или Судьбу. Освобождая своих героев от "глобальных" размышлений и решений, О.Генри никогда не отворачивает их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют твердые законы этики, человечности, - даже у тех персонажей, чьи действия не всегда соглашаются с законами. Чрезвычайно богатой, ассоциативным и изобретательным является язык его новеллы, насыщенный пародийными пассажами, иллюзией, скрытой цитатой и всяческими каламбурами, которые ставят чрезвычайно сложные задания перед переводчиками, - ведь именно в языке О.Генри заложен "формообразовательный фермент" его стиля. При всей своей оригинальности новелла О.Генри - явление сугубо американское, что выросло на национальной литературной традиции (от Э. По к Б. Гарта и М. Твена).

Письма и незаконченная рукопись свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О.Генри подошел к новому рубежу. Он жаждал "простой честной прозы", стремился освободиться от определенных стереотипов и "Розовых концовок", которых ожидала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, которая публиковалась в периодике, вошла в сборники, которые были выданы при его жизни: "Четыре миллиона" (1906), "Пылающий светильник" (1907), "Сердце Запада" (1907), "Голос города" (1908), "Благородный плут" (1908), "Дорога судьбы" (1909), "На выбор" (1909), "Деловые люди" (1910), "Заразиха" (1910). Посмертно выдан еще больше десяток сборников. Роман "Короли и капуста" (1904) состоит из условно связанных сюжетом авантюрно юмористических новелл, действие которой происходит в Латинской Америке.

Судьба наследства О.Генри была не менее тяжелой, чем личная судьба В. С. Портера. После десятилетия славы наступила пора беспощадной критической переоценки ценности - реакция на тип "хорошо выполненного рассказа". Впрочем, приблизительно с конца 50-х лет прошлого века в США опять возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О.Генри, как и раньше, занимает постоянное место среди авторов, которых любят перечитывать во многих странах мира.

"Дары волхвов"

О.Генри пленял своих читателей не только остротой социальной тематики. Он снискал широкое признание как непревзойденный пересказчик. Жизненная проблема лишь боком касалась его рассказов. О.Генри вошел в литературу как мастер интересных рассказов. Он сумел занять свое место среди наилучших пересказчиков в американской литературе благодаря оригинальности своего таланта.

Среди наилучших литературных шедевров О.Генри привлекает к себе внимание рассказа "Дары волхвов". Это трогательный рассказ о жизни бедных людей. Главными ее героями является Делла, чрезвычайно красивая молодая женщина, и ее муж Джим. Внешностью и характером жена Билла Портера (О.Генри) была похожа на героиню "Дары волхвов". Волшебное юное создание, любящая и до конца преданная женщина, она бывает счастливой тогда, когда счастливый ее муж. Супруги, совсем не имея денег, пытаются сделать друг другу достойные подарки на Рождество. Каждый человек в мире имеет что-то самое дорогое, такое имели и они: у Делли были роскошные блестяще длинные волосы; Джим имел наручные часы, которые остались еще от отца. Кроясь один от другого, они вдвоем продали самое дорогое, и приобрели, как им казались, замечательные подарки. Делла мужу купила ценную золотую цепочку на часы; а Джим - гребни для волос. Они пожертвовали сокровищами, которые составляли предмет их гордости.

Рассказ четко выстроен: возникла определенная ситуация, замысел к которому привлеченные герои; читателю кажется, что он знает, какого завершения рассказа ему ожидать, но вскоре он узнает, что ошибался, потому что развязка рассказа оказывается для него совсем неожиданной.

Рассказ "Дары волхвов" - это очень трогательная история, окрашенная добродушным юмором, но за завесой юмора скрывается серьезная мысль, и только от проницательности читателя зависит, насколько важные уроки вынесет он из него для себя.








27.02.17 г.


Чудачества знаменитых литераторов.





















Поэты и писатели для одних — сумасшедшие гении, для других — не представляют ничего особенного, а только надоедают в школах со своими стихами, рассказами и биографиями. Но некоторые даже не представляют насколько многие личности интересны и за пределами своего творчества. Как насчет самых необычных и неизвестных интересных фактов о
Пунш и Пушкин, Пунш — и пенковая трубка пышущая
А.С. Пушкин — «наше всё», надеюсь, об этом помнят все. Моментально вспоминается строчка «выпьем с горя; где же кружка?» — эти слова отчасти правдивые, правда самым излюбленным напитком был сладкий лимонад!
В процессе создания произведения литератор подкреплялся не чашечкой кофе или бокалом вина, а стаканом лимонада, особенно поэт любил его по ночам.


Чудачества Гоголя
Ох, сколько всяких мифов ходит вокруг автора знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Современники подтвердили некоторые странности писателя. Гоголь спал сидя, любил рукодельничать (шил платки и жилеты), писал все свои гениальные произведения только стоя!

Я вот, например, в детстве любила скатывать хлебные шарики, за что обычно получала по рукам. А Гоголь успокаивал нервы катанием шариков всю свою жизнь! Николай Берг вспоминая о писателе, рассказывал, что Гоголь постоянно ходил из угла в угол или писал, одновременно с этим скатывая шарики из хлеба (именно пшеничного). А еще писатель подкидывал скатанные шарики в квас своим друзьям!



Удивительные привычки Чехова
Известный автор юмористических рассказов занимался коллекционированием почтовых марок — собрал несколько тысяч экземплятов!

А вот Чехов, успокаивая нервы, не шарики катал, а молотком щебень разбивал в пыль, которая потом шла на посыпку садовых дорожек. Писатель мог часами, не отвлекаясь, разбивать щебень!


Глубокий психолог Достоевский
Между прочим, характеры всех персонажей произведений Достоевского были срисованы с реальных людей. Достоевский постоянно заводил новые знакомства, начинал разговор даже со случайными прохожими.

Современники отмечают, что когда писатель погружался в написание произведений, настолько увлекался, что забывал поесть. Он ходил целый день по комнате, вслух проговаривая предложения. Однажды во время написания известного романа Достоевский бродил от угла до угла и сам с собой рассуждал об отношении Раскольникова к старухе-процентщице и его мотиве. Лакей испугался, случайно услышав разговор, и решил, что Достоевский собирается кого-то убить.


Религиозный философ Лев Толстой
Здесь можно составить огромный список из чудачеств и странностей автора «Анны Карениной», «Войны и мира» и многого-многого другого.
Во-первых, Лев Толстой будучи 82-летним стариком сбежал от своей замечательной жены, которая часами могла переписывать его произведения на чистовик. И все из-за несовпадения взглядов, которые обнаружились только на 48 год совместной жизни.

Во-вторых, Лев Толстой был вегетарианцем. В-третьих, писатель проиграл родовое поместье в карты. В-четвертых, Лев Толстой отрицал все материальные блага, постоянно общался с крестьянами и ценил физический труд. Сам о себе писатель говорил, что если в день хоть немного не потрудится во дворе, то будет очень раздражительный. Также он любил рукодельничать, особенно шить сапоги для родственников, друзей и даже малознакомых людей.



Владимир Набоков и его бабочки
Энтомология — огромная страсть для Набокова, он мог часами бегать по окрестностям в поиске красивых бабочек.

Одна из самых забавных фотографий Набокова с сачком.
Но все-таки главной любовью для Набокова оставалось писательское ремесло. Интересен авторский принцип написания текстов. Произведения были написаны на карточках 3 на 5 дюймов, из которых потом создавалась книга. Карточки должны были иметь заостренные концы, ровные линии и резинку.


Мистические письма Евгения Петрова (Катаева)
Главным увлечением соавтора сатирических произведений «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» и т.д. было коллекционирование марок, но и тут не все так просто. Петров отсылал письма по придуманным адресам в несуществующие на карте мира города. Сначала он выбирал настоящую страну, а потом фантазировал, какого города там не достает, кто бы там жил и т.д. Вы спросите: и зачем он это делал?
После долгих путешествий по миру письмо возвращалось обратно, увенчанное многочисленными марками с пометкой «Адресат не найден». Но однажды Петров получил ответ из Новой Зеландии, совпало все: адрес, имя и даже ситуация описанная отечественным литератором. Петров в письме написал, что соболезнует о кончине некого дядюшки Пита, спросил как дела у жены и дочки. Адресат ответил, что скучает по Петрову, вспоминает проведенные дни с ним в Новой Зеландии, жена и дочка тоже передают привет и надеются на скорую встречу. Можно было бы подумать, что кто-то подшутил, но собеседник прикрепил фотографию, на которой был изображен крупный мужчина, обнимающий Петрова!
Бедный сатирик так разволновался, что попал в больницу с воспалением легких. Он совершенно не знал, что это за человек на фотографии и никогда не был в Новой Зеландии! Эта история была положена в сюжет фильма «Конверт» 2012 года.



08.02.17г.


Жизнь и творческий путь В.С. Высоцкого:

Ушёл певец, но песнь его сильней

Его слова набатом будят чувство,

И будут помнить поколения людей

Неповторимое искусство.

А. Вознесенский


Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров (Хлопуша – «Пугачёв» по С.А. Есенину, Гамлет – «Гамлет» У. Шекспира, Лопахин – «Вишнёвый сад» А.П. Чехова и др.), 30 ролей в кинокартинах и телефильмах («Вертикаль», «Короткие встречи», «Место встречи изменить нельзя», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и т. д.), 8 – в радиоспектаклях.

Жизненный путь

Я вышел ростом и лицом –

Спасибо матери с отцом,

С людьми в ладу –

Не понукал, не помыкал,

Спины не гнул – прямым ходил,

И в ус не дул, и жил как жил…

В. С. Высоцкий


Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

В 1955 году В. Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева, из которого уходит, не проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у Б.И. Масальского и А.М. Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина и несколько месяцев – в Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-1961 годах появляются его первые песни.

В 1964 году В. Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В. Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", а в 1973-1976 годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции.

Надо отметить, что Высоцкий очень гордился своей работой в театре на Таганке. В одном из интервью он сказал: " Многие из наших актеров – музыкально образованные люди, играют на разных инструментах, пишут музыку, стихи, прозу и инсценировки; есть среди нас и профессиональные композиторы. И из-за того, что так много вложено в это дело авторства актеров, то есть, использовано их творческое хобби,    от этого дело становится дороже. Поэтому у нас интересно работать, и правда эта летит через рампу, и когда вы придете в театр, вы убедитесь что никто не халтурит и не позволяет себе играть спустя рукава – только на технике. Всегда это – с потом, с кровью. Вы видите святой актерский пот и видите, что вам отдают все, с полной отдачей, с напряжением всех физических и духовных сил. И из-за этого тоже так трудно попасть в наш театр, потому что так в нем играют. " Одной из любимых и лучшей его работой по праву считается роль Гамлета. Эта роль была единственной главной в спектакле, и она принадлежала ему. Грандиозность его таланта подтверждает тот факт, что в 1977г во Франции спектаклю была присуждена высшая премия французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года. Не лишним будет добавить, что за эту премию боролись более 200 трупп из разных стран. Владимир Высоцкий играл Гамлета без грима. Его невысокий рост и грубоватое лицо вначале могли озадачить. Но высокие красавцы ассоциировались только с героями развлекательных шоу. На сцене, как и в жизни, больше ценится внутренняя красота, тот свет души, который несет в себе личность. Да и суровым средневековым нравам больше соответствует хмурый, углубленный в себя юноша, чем какой-нибудь лучезарный красавец. Тем более трагедия трактовалась вовсе не в романтическом стиле. Гамлет свободно разгуливал по дворцу и вне дворца, не соблюдая какого бы то ни было дворцового этикета. Отсутствовали даже церемониальные сцены при появлении короля. Более того, Гамлет Высоцкого мог по-свойски похлопать по плечу людей из своего дружеского окружения и высокопоставленных чинов иерархии. Мог лежать на полу, прыгать, кувыркаться и вообще принимать различные нецарственные позы. Высоцкий обладал способностью открывать неожиданные глубины в подтексте ролей. Он показывал трагедию человека, опередившего свое время, шагнувшего, благодаря своему возвышенному духу и своим познаниям, в другую эпоху и мерящего своих современников собственной меркой. Осознав собственное бессилие изменить ход событий, Гамлет вел неравную борьбу со злом, понимая, что здесь усилия важнее результата. Гамлет Высоцкого, как и сам Высоцкий, стремился проникнуть в мотивы человеческого поведения. Велики, однако, его усилия изменить предначертанный порядок, осуществить предопределение судьбы.

В. Высоцкий умер 25 июля 1980 г от инфаркта в больнице. А в это время в Москве полным ходом шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах во всю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы советских спортсменов. Только на "Таганке" висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов-люди прощались с "Шансонье всея Руси"    Владимиром Высоцким. 12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне:

"Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Вы тугую не слушайте плеть!

Но что-то кони мне попались привередливые,

И дожить не успел, мне допеть не успеть…"

В этом же году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера – ВЛАДВЫСОЦКИЙ В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера – Владимира Высоцкого.

В 1987 году, наконец, пришло и официальное признание творчества В.С.Высоцкого. Ему посмертно вручена Государственная премия СССР.

В. Высоцкий продолжает жить в песнях, стихах, названиях улиц. О нём много пишут, о нём делают кинофильмы и телепередачи, выходят в свет его стихи и песни. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают В.Высоцкому свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной Войны.


Творческая жизнь В.Высоцкого


…И песни, что для вас сложил –

Переживут века…

В.Высоцкий



Творческая жизнь В.Высоцкого была очень многогранна. Он и поэт, и актёр, и исполнитель песен. Чем бы он ни занимался, ко всему подходил серьёзно, творчески, основательно готовился и отдавал всего себя. В.Высоцкий был целеустремлённым человеком, к себе относился очень требовательно, работал на износ. Он часто спал по четыре часа в сутки, сочинял по ночам, а днём и вечером он работал в театре, снимался в кино, выступал с концертами. В.Высоцкий серьёзно увлекался искусством, готовясь к ролям, много читал, слушал музыку, занимался боксом, верховой ездой, фехтованием. Всё это делало его роли и стихи правдивыми, искренними.

В своих стихах и песнях комического жанра В.Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных «зарисовок с натуры». В серьёзных песнях и драматических ролях наружу пробивалась бурлящая, глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости.

Рвусь из сил –  и из всех сухожилий,

Но сегодня – опять как вчера:

Обложили меня, обложили-

Гонят весело на номера!< …>


Наши ноги и челюсти  быстры,-

Почему же вожак,- дай ответ-

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем – через запрет?!<…>


Я из повиновения вышел –

За флажки,  – жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивлённые крики людей.

«Охота на волков»


Поэт примерял на себя характеры и судьбы других людей, реальных и выдуманных, смешных и серьёзных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. В.Высоцкий много импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал, причём всегда убедительно и талантливо.

Много стихов В.Высоцкий написал о дружбе, посвящал  их своим верным настоящим друзьям.


Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так;

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, -

Парня в горы тяни – рискни! –

Не бросай одного его:

Пусть он в связке одной  с тобой –

Там поймёшь кто такой.< …>

…Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шёл он с тобой как в бой,

На вершине стоял – хмельной, -

Значит, как на себя самого

Положись на него!

«Песня о друге»


Он  ценил дружбу и сам умел дружить верно и преданно.

А ещё  В.Высоцкий был настоящим патриотом. Да, в своих стихах и песнях он критиковал существовавший тогда строй,  погрязший в равнодушии, чинопочитание, косности, чванстве и бюрократизме, но, не смотря ни на что, Родину в обиду не давал никому, хотя часто при выезде за границу от него ждали и добивались того, что он начнёт публично критиковать свою страну. В этом случае Высоцкий начинал говорить жёстко и однозначно, о своей Родине говорил только хорошее, а ведь поводов для критики некоторых «официальных» лиц у него было предостаточно. Вот несколько строк из стихотворения В.Высоцкого «Нет меня – я покинул Рассею»:

…Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:

«Нет его – умотал наконец!

Вот и пусть свои чуждые песни

Пишет там про Версальский дворец»< … >


…Я смеюсь, умираю со смеха:

Кто поверил этому бреду?! –

Не волнуйтесь – я не уехал,

И не надейтесь – я не уеду!

Находясь даже в самых экзотических странах, В.Высоцкий скучал по дому, по друзьям, по Родине.

И, конечно же, любовь. В.Высоцкий в полной мере испытал это чувство, и об этом свидетельствуют его стихи.

«Баллада о любви»

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь –

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было сорок сороков…


Я поля влюблённым постелю –

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!


И много будет странствий и скитаний:

Страна Любви – великая страна!

И с рыцарей своих – для испытаний –

Всё строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна…< …>


Но многих захлебнувшихся любовью

Не докричишься – сколько ни зови, -

Им счёт ведут молва и пустословье,

Но этот счёт замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви…

И душам их дано бродить в цветах,

Их голосам дано сливаться в такт,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться – со вздохом на устах –

На хрупких переправах мирозданья.


Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мёртвых воскрешал, -

Потому что если не любил –

Значит, и не жил, и не дышал!

1975 г.


Есть у В.Высоцкого целая серия стихов, посвящённых людям разных профессий: археологам, физикам, альпинистам, аквалангистам, мореплавателям и многим другим. Эти стихи очень интересны и остроумны.

В своих стихах о войне В.Высоцкий сумел  затронуть  много тем: дружбы, патриотизма, чести, совести, верности; сумел как-то по-особенному описать весь ужас, грязь и страх, что  приносит с собой война.

В.Высоцкий родился перед войной и по своему возрасту не мог участвовать в боевых действиях. Но многие люди долгое время считали В.Высоцкого фронтовиком, да и сами фронтовики всегда признавали его своим, будто он ходил с ними в атаки, сбивал вражеские самолёты. Настолько был убедителен и правдив В.Высоцкий в своём творчестве. Откуда же у поэта столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героизм и трагизм войны? Сам В.Высоцкий говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков. Его отец, дядя, их друзья были фронтовиками, имели боевые награды. Рассказы этих людей, беседы крепко засели в голове у маленького Владимира. Он постоянно цеплялся  с вопросами о войне к друзьям отца, а в последствии их рассказы нашли отражение в творчестве поэта, им он посвящал стихи и песни. Дважды  Герою Советского Союза     Н. М. Скоморохову и его погибшему другу В.Высоцкий посвятил «Балладу о погибшем лётчике».


Всю войну под завязку я всё к дому тянулся,

И хотя горячился – воевал делово, –

Ну а он торопился, как-то раз не пригнулся –

И в войне взад-вперёд обернулся за два года – всего ничего.


Не слыхать его пульса

С сорок третьей весны, 

Ну а я окунулся в довоенные сны

И гляжу я дурея, и дышу тяжело:

Он был лучше, добрее,   

Ну а мне – повезло.<…>


Он уснул – не проснулся,

Он запел – не допел.

Так что я вот вернулся,

Глядите – вернулся,    

Ну а он не успел.<…>


В.Высоцкий писал не только о героизме, но и о том, какой ценой доставалась победа, сколько горя и боли принесла война людям, сколько жизней унесла.


От границы мы Землю вертели назад –

Было дело сначала, -

Но обратно её закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала.


Наконец-то нам дали приказ наступать,

Отбирать наши пяди и крохи. –

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке.<…>


Мы ползём, бугорки обнимаем,

Кочки тискаем – зло, не любя,

И коленями Землю толкаем –

От себя, от себя!


Здесь никто б не нашёл, даже если б хотел,

Руки кверху поднявших.

Всем живым ощутимая польза от тел:

Как прикрытье используем павших.<…>


Я ступни свои сзади оставил,

Мимоходом по мёртвым скорбя, -

Шар земной я вращаю локтями –

От себя, от себя!<…>


Кто-то встал в полный рост и, отвесим поклон,

Принял пулю на вдохе, -

Но на запад, на запад ползёт батальон,

Чтобы солнце взошло на востоке.<…>


Руки, ноги – на месте ли, нет ли. –

Как на свадьбе росу пригубя,

Землю тянем зубами за стебли –

На себя! На себя!<…>

«Мы вращаем Землю» 1972 г.


Не обошёл В.Высоцкий в своих стихах и ужасы  блокадного Ленинграда:

…Я вырос в ленинградскую блокаду,

Но я тогда не пил и не гулял.

Я видел, как горят огнём Бадаевские склады,

В очередях за хлебушком стоял.<…>


От стужи даже птицы не летали,

И вору было нечего украсть.

Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали,

А я боялся – только б не упасть!<…>

«Ленинградская блокада» 1961 г.


Такие стихи Высоцкого, как «Штрафные батальоны» и «Все ушли на фронт» позволяют нам понять, насколько сильна в человеке любовь к Родине.

Война, как ничто другое обнажает человеческую сущность со всех сторон. Здесь сразу видно друга или предателя, смельчака или труса. А как страшно идти в бой, если не знаешь тех, кто рядом?! Как тяжело терять друзей?! Обо всём об этом сумел рассказать В.Высоцкий в своих произведениях:


Почему всё не так? Вроде – всё как всегда:

То же небо – опять голубое, 

Тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только – он не вернулся из боя.<…> 


То что пусто теперь, - не про то разговор:

Вдруг заметил я – нас было двое…

Для меня – будто ветром задуло костёр,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» - А в ответ – тишина…

Он вчера не вернулся из боя.<…>


Нам и места  в землянке хватало вполне,

Нам и время текло – для обоих…

Всё теперь – одному, - только кажется мне –

Это я не вернулся из боя.


«Он не вернулся из боя» 1969 г.



В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Это поэтичное и в тоже время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. О Высоцком можно говорить бесконечно… Его творчество и сейчас интересно и актуально, оно «живет» в народе. Произведения поэта можно услышать не только из окон квартир, машин и в походах у костра, но и за полярным кругом, в кабине самолёта и даже в космосе.  В его произведениях неистощимая сила, не показная  нежность и размах души человеческой, а ещё в них есть память, память пройденных дорог и промчавшихся лет, наша память и история.

Как многие великие В.Высоцкий  молодым ушёл из жизни, на пике своего  творчества. Он горел, освещал, согревал в ущерб своему здоровью, растрачивая жизненные силы

Спасибо друг, что посетил

Последний мой приют.

Постой один среди могил,

Почувствуй бег минут.

Ты помнишь, как я петь любил,

Как распирало грудь!!!

Теперь ни голоса, ни сил,

Чтоб губы разомкнуть.

И воскресают словно сон

Былые времена

И в хриплый мой магнитофон

Влюбляется страна.

Я пел, и грезил, и творил:

Я многое успел

Какую женщину любил!!!

Каких друзей имел!!!

Прощай Таганка и кино,

Прощай зелёный мир!

В могиле страшно и темно,

Вода течет из дыр.

Спасибо друг, что посетил

Приют печальный мой

Мы все здесь узники могил,

А ты один - живой.

За всё, чем дышишь и живёшь

Зубами, брат, держись

Когда умрёшь, тогда поймёшь,

Какая штука жизнь.

Прощай! (Себя я пережил

В кассете…!)

И песни, что для вас сложил –

Переживут века.

(Материал взят   из блога библиотеки-филиала № 5 Централизованной библиотечной системы г. Бердянска)

Комментариев нет:

Отправить комментарий