Уже завтра праздник Ивана Купала, или Иванов день. Традиционно он проходит 7 июля и связан с большим количеством старинных обрядов. Название праздника появилось в результате наложения на древний дохристианский праздник Купалье, связанный с летним солнцестоянием, церковного дня в память об Иоанне Крестителе. Некоторые европейские страны до сих пор отмечают Иванов день или День святого Ивана по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.
На поиски цветка папоротника отправлялись только самые отчаянные смельчаки, такие, как отважный Петро из повести Н. В. Гоголя «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Это история о том, как нищий батрак Петро влюбился в дочку своего хозяина и заключил сделку с нечистой силой, чтобы обрести свою возлюбленную. Н. В. Гоголь написал эту повесть в 1830 году. Она входит в состав сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель использовал богатые сюжеты украинских народных преданий.
Купала — один из древнейших праздников, который сохранил множество традиций и обычаев наших предков: проводы Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. В этот день плетутся венки из цветов и трав, поются песни и водятся хороводы. Идея праздника – очищение, затрагивающее всю человеческую сущность. В качестве очистительных элементов используются природные силы – огонь и вода. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек, а празднование начинается с проведения хоровода. В процессе празднования наши предки прыгали через костры, а затем погружались в реку.
Праздник Купала — это последний день Русальной недели или Русалий. Вся неделя была посвящена богиням рек и озер. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние. А Купалинская ночь – волшебное время, когда магическая сила огня, воды, земли и растений достигает наивысшей живительной силы. Ночь с 6 на 7 июля, известная как Ночь Творила, считается временем чудес. Именно в эту ночь искали чудодейственный цветок папоротника. Ровно в полночь на папоротнике распускается цветочная почка и появляется прекрасный огненно-красный цветок. Его надо быстро сорвать, пока нечистая сила не опередила тебя, и скорее нести домой. Но по дороге на смельчака будут нападать злые силы, и пугать наваждениями. Но если испытание удастся выдержать, то цветок исполнит самое заветное желание.
Каковы же особенности древнего праздника и почему он до сих пор имеет такую притягательную силу? Поможет разобраться книга Федора Сергеевича Капицы «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы».
Мифологические верования славян коренным образом отличались от мифологий других европейских народов. После распространения христианства языческие верования продолжали бытовать в устной традиции. Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождества, Пасхи, Покрова). Еще в середине ХХ в. белорусские крестьяне искренне почитали святого Николая, но одновременно совершали различные ритуальные действия, чтобы уберечься от происков ведьм на Ивана Купала. В книге «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» отражены представления славян языческих времен, раннего христианского периода о мире и его устройстве, а также обряды и символы славянской мифологии, персонажи славянских сказок, народные обычаи, праздники и христианские ритуалы. Дается объяснение сохранившихся до наших дней ритуалов и таинств с учетом последних достижений фольклористики и этнографии.
Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957) - уникальный русский писатель XX столетия. Его стиль отличает необычайно яркое, богатое воображение и красочный язык, - все это в полной мере отразилось в книге «Посолонь», раскрывающей читателю своеобразный, ни на что не похожий волшебный мир. Собрание сказок Ремизова возрождает мир гармоничный и целостный, в котором действует неизменная цикличность. Так, каждому из времен года соответствуют древние обряды и предания, отголоски которых, по крупицам собранные автором, доносят до нас сказки, детские игры, загадки, считалки наших предков. Книга «Посолонь» была выпущена в далеком 1906 году и сразу же обрела невиданную популярность. Сердца читателей истосковались по исконным русским традициям и обычаям, красочному фольклору и живому слову. Получив единодушное одобрение критиков впоследствии «Посолонь» была дополнена второй частью «К Морю-Океану» и в таком виде дважды переиздавалась при жизни писателя: в 1911 году в Петербурге как шестой том в составе собрания его сочинений, а затем, после эмиграции Ремизова из России, в Париже в 1930 году отдельной книгой. В разделе «Лето красное» содержится сказка «Купальские огни», полная славянской мифологии и чудес.
А вот строки из стихотворения «Купальская ночь» Петра Якубовича:
Видимо для глаза и для уха слышно
Вырастают травы; расцветает пышно
Папоротник вещий, и с разрыв-травою
Шепчется, кивая яркой головою…
Вырастают травы; расцветает пышно
Папоротник вещий, и с разрыв-травою
Шепчется, кивая яркой головою…
Сергей Есенин, певец русской природы и русских традиций, обращается к теме Купальской ночи в двух стихотворениях.
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни…
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни…
Нетрудно заметить, что в этом стихотворении поэт берёт за основу традиционные обрядовые песни. Жизнеутверждающее начало вплетается в есенинские строки: «Кому радость, кому грех, А нам радость, а нам смех…».
А вот другое стихотворение этого поэта:
Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли…
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли…
Лирический герой рождается в Купальскую ночь:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Но будет ли счастье у «внука купальской ночи»? Или ждёт его судьба-разлучница? Чувствуется тоска в строках стихотворения, перебирает поэт тёмные струны купальской лиры. Не всегда ночь на Ивана Купалу обещает счастье. Есть у этого праздника и тёмная сторона, таинственная, запредельная…
Эта сторона языческого праздника нашла своё отражение в народных сказаниях о поисках цветущего папоротника, о разгулявшейся нечисти, о попытках найти разрыв-траву, отворяющую любые двери. Мифологическое наследие народа вплелось и в произведения русских литераторов, слилось с душевным надрывом, психологическими исканиями. Например, как в стихотворении «Цветы» поэтессы Серебряного века Черубины де Габриак:
Акаций белые слова
Даны ушедшим и забытым,
А у меня, по старым плитам,
В душе растёт разрыв-трава.
Даны ушедшим и забытым,
А у меня, по старым плитам,
В душе растёт разрыв-трава.
Максимилиан Волошин использует образ разрыв-травы для создания образа России:
У нас в душе некошенные степи.
Вся наша непашь буйно заросла
Разрыв-травой, быльём да своевольем.
Размахом мысли, дерзостью ума...
Вся наша непашь буйно заросла
Разрыв-травой, быльём да своевольем.
Размахом мысли, дерзостью ума...
А Павел Антокольский с разрыв-травой сравнивает… женщину!
Она сама ― явление природы,
Как молния или разрыв-трава.
Как все красавицы и все уроды,
Она всегда по-своему права.
Как молния или разрыв-трава.
Как все красавицы и все уроды,
Она всегда по-своему права.
Русскую народную сказку «Ночь на Ивана Купалу» ребята станут слушать с большим интересом. Она учит верить в чудеса, но особо не полагаться на них. В этой увлекательной сказочной истории простому бедному холопу захотелось с помощью красивого фантастического цветочка стать богатым. Он мог ему показать, где зарыт клад. Но для этого нужно было найти цветущий папоротник в тёмном дремучем лесу. Однако когда он, наконец, нашёл в густом лесу то, что искал, то не сумел даже подойти к красочному цветку. Помешали холопу многочисленные черти. Они же стали преградой для юноши и во второй поход в лес. Только на третий раз ему удалось сорвать яркий цветок папоротника.
Ночь на Ивана Купалу
Читать сказку на весь экран
Был у одного барина холоп кабальный. Вот и вздумал этот холоп на Ивана Купалу, в самую ночь, сходить в лес, сорвать папоротник, чтобы клад достать.
Дождался он этой ночи, уложил барина спать и в одиннадцать часов пошел в лес.
Входит в лес. Раздался тут свист, шум, гам, хохот. Жутко стало, но он все ничего: хоть жутко, а идет. Глядит — черт на индейском петухе верхом едет. И это ничего: прошел холоп — слова не сказал.
И тут увидел: растет вдали цветок, сияет — точно на стебельке в огне уголек лежит.
Обрадовался холоп, бегом к цветку побежал, а черти ну его останавливать: кто за полу дернет, кто дорогу загородит, кто под ноги подкатится, чтобы он упал. Уж почти добежал холоп до цветка, но тут не вытерпел да как ругнет чертей:
— Отойдите, — говорит, — вы от меня, проклятые!
Не успел выговорить, его назад отбросило.
Делать нечего, поднялся, опять пошел, видит: на прежнем месте блестит цветок. Опять его стали останавливать, опять дергают. Он все терпит; идет и идет, не оглянется, словечка не скажет, не перекрестится, а сзади его такие-то строют чудеса, что страшно подумать!
Подошел холоп к цветку; нагнулся, ухватил его за стебелек, рванул, глядит — вместо цветка у черта рог оторвал, а цветок все растет по-прежнему и на прежнем месте. Застонал черт на весь лес.
Не вытерпел холоп да как плюнет:
— Тьфу ты!
Не успел проговорить, вдруг его опять назад отбросило. Убился больно, да делать нечего.
Он встал, опять пошел. Опять по-прежнему блестит цветок на прежнем месте. Опять его стали останавливать, дергают. Все стерпел холоп, тихонько подполз к цветку — и сорвал его!
Пустился он со цветком домой бежать и боль забыл. Уж на какие только хитрости ни поднимались черти — ничего; холоп бежит, ни на что не глядит — раз десять упал, пока домой прибежал.
Прибегает к дому, а из калитки барин выходит и давай ругать холопа на чем свет стоит:
— Алешка! Где ты, бездельник, был? Как ты смел без спросу уйти?
Злой был барин у холопа да и вышел с палкой. Повинился холоп.
— Виноват, — говорит, — за цветком ходил, клад достать.
Пуще прежнего барин озлился.
— Я тебе, — говорит, — дам за цветком ходить, я тебя ждал-ждал! Подай мне цветок! Клад найдем — разделим.
Холоп и тому рад, что барин хочет клад разделить с ним. Подал цветок — и вдруг провалился барин сквозь землю. Цветка не стало! Тут и петухи пропели.
Глянул холоп кругом — стоит он один; заплакал, бедняга, побрел в дом. Приходит, смотрит — а барин спит, как его уложил. Потужил, потужил холоп, да так и остался ни с чем — только лишь с синяками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий