вторник, 26 мая 2020 г.


В преддверии празднования Дня библиотек мы представляем Вам экспозицию «Талисман библиотекаря в период пандемии», по мотивам картины Д. Арчимбольдо «Библиотекарь».

Джузеппе Арчимбольдо  написал свою  картину «Библиотекарь» в 1565 году. Он был загадочным и своеобразным художником того времени, благодаря чему и прославился. Ни широкая публика, ни специалисты до сих пор не могут до конца разгадать тайну его живописи. Сегодня его живопись впечатляет своим уникальным художественным замыслом, и смелым «авангардным» воплощением. На его картине изображен  мужчина с бородой не понятного возраста, он весь обложен книгами.

Сотрудники нашей библиотеки им. О.В. Кошевого вдохновились  его идеей и создали  свой образ  библиотекаря-женщины, которая в столь сложный период пандемии продолжает свою деятельность в сети Интернет: организует  онлайн-опросы, книжные  выставки, беседы, акции, различные конкурсы и игры, создает видеоролики  в социальных сетях.

В преддверии празднования Дня библиотек мы представляем Вам экспозицию «Талисман библиотекаря в период пандемии», по мотивам картины Д. Арчимбольдо «Библиотекарь».



Наш библиотекарь словно выходит из-за кафедры обслуживания, чтобы принести из фонда  несколько книг читателю. Она  уже много лет работает в библиотеке, полностью погружена  в свою деятельность. Эта книжная  фея знает, как помочь читателям с выбором нужной книги, и где какая на какой полке находится. Зритель, смотря на нашу  экспозицию, сначала видит кипу книг, разложенных причудливым образом. Но, постепенно Вы понимаете, что это человек, который просто растворился в своей работе. Считается, что каждая профессия оставляет неизгладимый отпечаток на характере и внешности человека. Наша леди  не просто впитала в себя черты профессии, но и стала  неотъемлемой её частью, частью библиотеки – книгами, за которыми она  следила  и ухаживала. Возможно, книги разных форм и цветов, из которых она  состоит, были ею  прочитаны, и приняты настолько, что они её поглотили целиком…







пятница, 22 мая 2020 г.



Литературная - музыкальная гостиная
«Певец земли Донской» (М.А. Шолохов)

Казачество всегда занимало отдельную нишу не только в истории России, но и в творчестве русских писателей. Одним из этих гениев русской литературы стал Михаил Александрович Шолохов - автор романа «Тихий Дон», «Поднятая целина», лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда.

Красной нитью прошла тема вольных непокорных людей через все его произведения. Именно он сумел так мастерски сделать жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса.

Вне всякого сомнения, Шолохов любил свою малую Родину и был привязан к ней. Ему нравилось все: и быт казачий, и бескрайние пейзажи степей, и саманные домики станиц. Эту бесконечную преданность можно проследить в любой строчке его произведений. 

Не сгущая краски, описывал все горести и радости жизни казаков. Практически каждый его герой – аналог человека из реальной жизни. Так, к примеру, в романе «Тихий дон» Ота Гинс, чех-работник мельницы, стал Штокманом, а образ Макара Нагульного из романа «Поднятая целина» имел черты самого Михаила Александровича.
Близкая писателю тема казачества, сопровождавшая Михаила Александровича всю его жизнь, ярко отразилась в произведениях. Пропитанные степным ветром, строчки романов оставляют яркое пятно не только в душах прочитавших, но и в самой русской литературе.
Бережно и трепетно храним мы библиотекари наследие писателя. Его творчество, отношение к миру и людям, каждая деталь его долгой и богатой на события жизни для нас всегда будут интересны и дороги. Произведения М.А. Шолохова бессмертны, в них живёт вековой завет - любовь к Отечеству, внимание к судьбе человека, забота о процветании родного края…



Затянули песню казаки
«У казаков знаете какая песня — бесконечная», — говорят в народе. Протяжная и напевная. Тон задают казаки. Поют не только на концерте, но и на завалинке — когда душа попросит. Мы предлагаем Вам посмотреть видеоклипы в современном исполнении.
Приятного Вам просмотра.

















среда, 29 апреля 2020 г.


28 апреля считается Днём рождения Службы скорой медицинской помощи в России. Хотя это пока не официальный праздник, но активность медработников и ряда пользователей интернета и социальных сетей направлена на то, чтобы он стал профессиональным праздником – Днём работников скорой медицинской помощи.



Служба скорой медицинской помощи в нашей стране создавалась очень долго, это был длительный процесс, который занял много лет. А так как работа по совершенствованию оказания скорой помощи не прекращается и в настоящее время, то можно смело сказать, что процесс этот не завершен и поныне.



О том, как появилась скорая помощь в России.

 Каретой машина скорой помощи называется не просто так. В конце 19 века врачи выезжали к больным прямо на улицу в каретах, запряженных лошадьми. Через пару десятков лет они рассекали по улицам уже на мотоциклах.

Когда появилась бесплатная скорая помощь в России? До конца 18 века в России бесплатная медицинская помощь не оказывалась никому. Обычные люди лечились народными средствами, а те, кто побогаче, обращались к платным семейным врачам. Иногда при церквях имелись богадельни, где лечили обратившихся. Во время эпидемий, роль скорой помощи исполняли полицейские. Они перекрывали зараженные районы, убирали и хоронили тела.

В 1898 в Москве появились 3 пункта скорой медицинской помощи. На каждой стояли кареты, запряжённые лошадьми. Врачей вызывали прямо на улицу. Часто докторами выступали полицейские. Вместе с ними дежурили студенты мединститутов. Так интерны учились оказывать первую медицинскую помощь.

Какое-то время после революции 1917 скорая помощь работала кое-как. В 1926 все изменилось. Доктора на мотоциклах с бригадой выезжали на дом, выписывались лекарства и забирали в больницу. А в 1957 году в Ленинграде появилась первая машина экстренной помощи.

Источник: https://sntch.com/3-interesnyh-fakta-o-tom-kak-poyavilas-skoraya-pomoshh-v-rossii/ (дата обращения 30.04.2020г.)





понедельник, 27 апреля 2020 г.

«Краеведческая шкатулка»
«Неизвестные страницы истории родного края»

 Ни один город Сибири не развивался так быстро и стремительно, как Новониколаевск. Основанный в 1893 г. как поселок строителей железнодорожного моста через реку Обь, город был обязан своим появлением и расцветом Сибирской железной дороге. К 1917 г. в нем проживало 100 тыс. человек, работали несколько кинотеатров, типографий, электростанция и телефон. Как и в Барнауле, журналистика Новониколаевска зародилась благодаря частному капиталу. В 1900 г. в Новониколаевске возникла первая типография Н. П. Литвинова, в которой издавались такие газеты, как «Народная летопись», «Обь», «Сибирская речь», «Алтайское дело», «Обская жизнь». В появившихся в 1910-х гг. типографиях Н. М. Пономарева и Н. А. Кассианова увидели свет газеты «Сибирский коммерсант» (преобразованный в дальнейшем в «Обский вестник»), «Сибирская новь», журнал «Обский кооператор» и др. [1.С. 44] Каждая новая газета была преемницей предыдущей: сменяя название, она осуществляла ту же редакционную политику.

Первой и ведущей газетой молодого города стала «Народная летопись» – городская общественная, политико-экономическая и литературная газета. Первый номер городской газеты «Народная летопись» увидел свет 30 марта 1906 г., поэтому этот день можно считать днем рождения новосибирской журналистики. Как и любая провинциальная газета, «Народная летопись» освещала заграничную, российскую, сибирскую и местную жизнь. Можно выделить несколько тем, которым в «Народной летописи» уделялось особое внимание: развитие народного образования, освещение событий культурной жизни, внимание к политической жизни города, региона и всей России.

Но была и эксклюзивная тема – железная дорога и все, что с ней связано. Газета писала об опаздывающих поездах, о корыстолюбии чиновников, о работе сотрудников железнодорожных станций: «Ни одно ведомство не изобилует таким количеством “юпитеров”, как железнодорожное», – писал автор под псевдонимом «Рефлектор» в заметке «Юпитеры» (Народная летопись. 1906. № 44). Критика часто сочеталась с юмором и сатирой: Скажи, папа: железная дорога Строится из железа? Да? Нет, сыночек из золота, Хотя и называется железной.,Железная дорога становится одной из главных тем не только публицистических, но и художественных произведений: рассказов и очерков. По железной дороге в Сибирь направляются потоки переселенцев, дорога вселяла в них надежду на лучшее будущее: «Поезд подвигался к Уралу. Ближе и ближе к великому сибирскому пути. Вагоны полны… Потоки беспокойных лиц; потоки жадных, ищущих, выспрашивающих… Люди уезжали с родины, прочь от того, что душило жизнь, высасывало кровь; от того, что было когда-то родимым и милым, а стало ненавистным… что ждет их, мятущихся, ищущих, в близкой надвигающейся, уже дышащей бураном и морозами, Сибири? Что ждет их, порвавших с родиной, в этих неоглядных, мощных степях Сибири? …А сзади и впереди жадно ревели новые и новые поезда и без конца неслись в «обетованную землю» потоки жизней, с разрушенным, измученным прошлым и отчаянно загорающимися новыми последними надеждами… Великие потоки!» (Народная летопись. 1909. № 1).

У железной дороги появляются свои звуки, своя музыка: «Тактак… стучат колеса вагона. В этом однообразном стуке ему слышится унылая, странная музыка: какие-то совсем особенные, суровые звуки. Дикая мелодия, с невыносимо тяжелым однообразным аккомпанементом. Так-так-так…» (Народная летопись. 1909. № 10). С первых газетных страниц журналисты пытались определить место и статус нарождающегося города, стремящегося к самостоятельности: «Новониколаевск – очень молодое, не оперившееся, но уже оперирующее создание. Он молод и до совершеннолетия его далеко. И тем длительнее будет период его несовершеннолетия, его младенчества, чем длительнее будет существование его нянюшек и опекунов». Несмотря на молодость, город обладал деловым и прагматичным характером: «Как начинающий коммерсант, Н. Николаевск любит нажить копеечку… Куда ни оглянись – всюду или магазин, или лавочка, или какая-нибудь контора… Здесь не видно ни “ликующих, ни праздно болтающих”, здесь все деловые люди». Критика проявляется в отношении проведения досуга: «Пока я не видел, не ощущал здесь биения пульса общественной жизни, мертво и как-то скучно кругом… Нельзя же считать за жизнь препровождение времени на любительских спектаклях или у какого-то профессора черной и зеленой магии… Примитивные “упрощенные” развлечения даже и в глуши ничего не могут дать уму и сердцу…» (Народная летопись. 1906. № 2). Пытаясь найти свое место среди сибирских городов, самоопределиться, выявить свою специфику, Новониколаевск сравнивает себя со своим соседом, губернским городом Томском. В форме фельетона Ваня Сумбурный в «Маленькой комедии» под названием «Кто устоит в неравном споре?» (Народная летопись. 1909. № 230) пытается ответить на эти вопросы. Уже в заголовке обозначено, что спор – неравный. Действующие лица комедии: Томск (благородный старец, с истинно русской бородой, в кафтане. Держится степенно), Новониколаевск (вертлявый подросток. По костюму смахивает на буржуа средней руки) и Инженеры, путевые и непутевые, с прошлым и без прошлого, но без будущего.

В первой картине инженер-режиссер говорит о Томске:

 Когда б ты жил на магистрали,

Как Фауст бы помолодел.

Да, видно, инженерам мало дали!

И вот хиреешь… облысел!

Далее вступает Новониколаевск:

Здорово, хрычь!..

Что брови хмуришь грозно?

 Не больно страшен – не боюсь!

Не много жить тебе, – я говорю серьезно.

А я широко развернусь!

 Томск:



Нахален ты, молокосос! Тебя должно быть, мало обучали.

 Ну, отчего ты задрал нос?

Новониколаевск (гримасничая):

Я, дедушка, на магистрали:

И Обь, ведь, не Томи чета…

Ты разоришься…

Нищета – Удел твой в будущем…

А я – (поет)

«Плыви моя ладья».

 Томск: За мной традиции веков…

Новониколаевск: Товар уже совсем без сбыта!

 Твое грядущее разбито.

Не обольщайся и не слушай лживых слов;

 Историей оставлен в стороне

 – Жизнь проведешь в полудремотном сне.
«Возраст» и «наличие магистрали» – вот два критерия, по которым определяется будущее двух сибирских городов. Краткие выдержки из комедии достаточно четко обрисовали перспективы старого города Томска, у которого без железной дороги, нет никакого будущего, как и нет надежд на дальнейшее позитивное развитие. А юный, хоть и пока мало воспитанный и образованный Новониколаевск, стоит не только на магистрали железнодорожного пути, но и на полноводной Оби, крупнейшей транспортной артерии Сибири.






воскресенье, 26 апреля 2020 г.

Актер слушает время: Час актуального разговора

Стремительно летящие годы многое стирают из людской памяти: даты, события, имена. Но есть среди них такие, которые не должны предаваться забвению.
В преддверии празднования 75-летия Победы хотелось бы необходимо читать книги и смотреть фильмы, посвященные войне. Вспомнить актеров-земляков, которые сыграли свои ведущие роли в замечательных фильмах. Пожалуй, одним из самых знаменитых киноактеров-новосибирцев является Владелен Бирюков.
Для зрителей его роли ассоциируются в первую очередь с Яковом Алейниковым из киноэпопеи «Вечный зов» — ролью, принесшей ему Госпремию СССР и настоящую славу. Фильм был снят по мотивам одноименного романа, написанным Анатолием Степановичем Ивановым. Популярный актер театра «Красный факел» блистал на сцене более 30 лет, не принимал предложений от разных столичных театральных режиссеров - сибиряк по происхождению, оставался преданным родной Сибири и своему театру.
Бирюков создал прекрасный образ, правдивый и жизненный со всеми ошибками, притираниями, душевными муками. 
Из интервью с актером:
А чем для вас самого был интересен Яков Алейников?
–Мне было интересно создать многогранный человеческий характер, показать сложную психологическую драму человека, который проживает на экране более двадцати лет. За столь длительное время в человеке меняется все – от внешности до духовного склада человека. И если «дать возраст»- это дело гримера, то все остальное – забота самого актера.
– Вы всегда говорите, что Яков Алейников вам симпатичен. Почему?
– Ну, во-первых, треть моей жизни связана с «Вечным зовом» и этой ролью. Алейников — личность, конечно, неоднозначная, но импонирует мне его прямота характера, цельность личности, а насчет того, как оценивать его поступки?.. Наверное, если бы я смотрел на него как зритель, многое не одобрил бы. Но ведь я играю Алейникова, который уверен в своей правоте. Он же живет там, в тридцатых годах, и у него нет возможности переосмыслить какие-то истины, оценить поступки во времени. Но этот человек начал задумываться. И уже это ценно.
Из отзывов зрителей: На мой взгляд, Яков Алейников - самый противоречивый персонаж фильма (и книги).
Однако, главное в его характере –преданность своим жизненным идеалам. Все свои поступки, в том числе и те, от которых пострадали невиновные люди, он совершал будучи уверенным, что это - для справедливости, для революции, для будущего счастья людей. Да, он исковеркал жизнь многим порядочным людям, но никогда не совершал зла, зная что это действительно зло. Занимая высокий пост в НКВД, он никогда не пользовался своим положением для собственной выгоды. Страшная смерть Алейникова - подтверждение того, что счастье Родины и своего народа было для него дороже жизни. В сцене гибели актер сумел передать всю боль, мужество и трагичность судьбы своего героя.
А сыграл Владелен Бирюков действительно здорово: одержимость идеей, вера, разочарование, но невозможность изменить и.... в итоге сохранение совести, чести, порядочности (насколько это возможно в то время). И при всей какой-то грубости во внешности и жесткости в характере героя, всегда в работах актёра есть скрытая, едва уловимая грань, за которой угадываются замечательные человеческие качества. 
Ушел актер - никто и не заметил,
Поскольку всем сегодня нелегко.
Ушел актер, оставив сто трагедий,
Мы их впитаем точно молоко.
В кладбищенской глуши найдем могилу:
Знакомый лик, а ниже - письмена.
И как бы ни кидало нас по миру,
Мы будем помнить: Родина одна.
Она в цветах, что пахнут перед боем,
Она в реке, где плещется вода,
Она во вьюге, что пугает воем,
Она в тебе ушедший навсегда.
Но мы напишем кипы биографий,
Россия встрепенется ото сна,
Увидев в книгах сотни фотографий
Своих сынов и вспомнит имена
всех кто забыт...
(автор стихов неизвестен)
Чтобы помнили…
Источник :http://bsk.nios.ru/content/biryukov-vladelen-egorovich
https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/448/forum..
(дата обращения -26.04.2020г.)

среда, 22 апреля 2020 г.


Забытые имена.
"ИСТОРИИ ЛЮБВИ:
Константин Симонов и Валентина Серова : от страсти до ненависти "

Знаменитое стихотворение "Жди меня" Константин Симонов посвятил своей возлюбленной Валентине Серовой. Но красавица актриса совсем не умела ждать, а главное - не хотела.

В 1940 году в «Ленкоме» состоялась премьера спектакля «Зыковы». На сцене блистала звезда труппы, 22-летняя Валентина Серова, уже известная зрителям по кинокартине «Девушка с характером». Громче всех аплодировал эффектный брюнет в первом ряду. Валентина вспомнила, что видела это лицо раньше: молодой мужчина неизменно присутствовал на всех ее спектаклях.

Настойчивым поклонником оказался Константин Симонов, к тому времени довольно известный советский литератор. В его глазах читались не просто восторг и восхищение, а самая настоящая любовь. Однако Серова отвечать взаимностью не спешила: ведь ее сердце навеки отдано другому - человеку, которого уже нет в живых.


Валентина была вдовой: ее муж, летчик Анатолий Серов, погиб во время учебно-тренировочного полета, когда она ждала ребенка. Сейчас актриса воспитывала сына, названного в честь отца. Точнее, воспитывали няньки, сама же Валентина с головой ушла в работу. А 5-комнатные апартаменты сменила на скромную квартирку, лишь бы не думать об утраченном счастье, не вспоминать, как в небе над их домом самолет любимого мужа вычерчивал ее имя...

Серову часто обвиняли в ветрености и любвеобильности, что среди женщин ее профессии встречалось нередко. Но сама она была убеждена: в жизни каждого человека бывает всего одно большое чувство, и она его уже испытала. Вот только Симонов считал иначе. Он настойчиво ухаживал за актрисой, ради нее развелся с женой, оставив маленького сына. И написал для «Ленкома» пьесу «История одной любви», главная роль в которой предназначалась для Валентины. Она ее сыграла.

В конце концов крепость по имени Валентина Серова пала. Однако не все мечты поэта сбылись: он добился её, но завладеть ее мыслями и душой ему не удалось.

Когда началась война, Константин Симонов ушел на фронт военным корреспондентом. Закончил войну в звании подполковника, выпустил несколько пьес, повесть, два сборника стихов, в числе которых гимн фронтовой любви - "Жди меня". Все произведения Симонов посвятил "ВС" - своей музе Валентине Серовой. Его книги было не достать, поэтому стихи переписывались от руки на клочках бумаги в перерывах между бомбежками, а потом отправлялись любимым. Историки уверяют, что роль стихотворения «Жди меня» в поддержании духа советского народа была колоссальной.

Поэт стал любимцем Сталина, быстро сделал литературную и политическую карьеру. Но рядом с Валентиной боевой офицер становился ласковым и нежным, как котенок. Несмотря на отсутствие официальной регистрации брака, они были самой красивой парой, затмившей даже Орлову и Александрова. Увы, Серовой все это было не нужно. Она работала на съемках фильма «Сердца четырех», а в свободное время ездила с концертами по военным госпиталям. В одном из них она познакомилась с раненым маршалом Рокоссовским.

Это была любовь - большая, взаимная, настоящая. Серова уговорила маршала переехать в ее московскую квартиру, а Симонову честно сказала: между нами все кончено. Поэт встретил такую новость смиренно. «Перебесится», - решил он, а сам направился за подмогой к своему всесильному покровителю - Сталину.

Вождь вызвал к себе маршала и, глядя в глаза, спросил: «Чья жена Валентина Серова?» Рокоссовский отвел взгляд: «Константина Симонова». «Вот и я такого же мнения!» - ответил Сталин. Сразу нашлись пропавшие без вести законная супруга и дочь Рокоссовского, его самого отправили на боевое задание. А Валентина Серова вернулась к «правильному» советскому поэту Симонову, который великодушно простил ее.

После окончания войны пара официально расписалась. Супругам выделили огромную квартиру в центре Москвы, дачу в Переделкино с выстроенным специально для Валентины бассейном -неслыханная роскошь по тем временам! Серова получила Сталинскую премию и звание «Заслуженной артистки РСФСР». Симонов - пост главного редактора журнала «Новый мир» и право выезжать за границу. Из своих командировок он привозил любимой Валечке сувениры: драгоценности, шубу из обезьяны, модельные туфли. Серова родила мужу дочь Машу, но из-за занятости родителей девочку отдали на попечение бабушки.

Казалось, живи и радуйся! Однако Валентина угасала, как цветок без воды. В ее глазах поселилась грусть, которую она глушила алкоголем. То и дело коллеги по гримерке замечали в карманах заграничных нарядов Серовой небольшие фляжки с фирменным коньяком. Иногда тайком изымали и прятали. Да что толку? Актриса доставала новые. Еще одной причиной ее переживаний был сын Анатолий. Оставшийся без должной материнской любви и так и не нашедший общего языка с отчимом, юноша попал в плохую компанию. Стал вести разгульный образ жизни, выпивать, за что был отправлен Симоновым в интернат. Однажды Анатолий пошел на преступление: вместе с друзьями ограбил и сжег чью-то дачу, в итоге получил срок.

Валентина умоляла мужа использовать связи и облегчить судьбу ее сына, но Симонов отказал. Между супругами пробежала черная кошка. Константин вообще все чаще приходил к мысли, что Валентина не так уж и красива, к тому же наносит урон его политической карьере. А она ненавидела его за то, что со страниц своего журнала он клеймил талантливых поэтов и писателей, многие из которых были ее друзьями.


Однажды Валентина полетела вместе с мужем в Париж - на Симонова возложили миссию по возвращению в СССР эмигрантов. ...Они сидели во французском ресторане, душевно беседовали, пили дорогое бордо. Симонов заливался соловьем, расписывая эмигрантам, как хорошо примут их на родине, со знанием психологии пытаясь вызвать у них щемящее чувство ностальгии. Ему это почти удалось, когда официант неожиданно пригласил литератора к телефону. Едва муж отошел, Валентина произнесла всего одну фразу, многим сохранившую жизнь: «Не верьте ему!» Ведь по возвращении на родину большинство эмигрантов были расстреляны или сгинули в лагерях. «Отец народов» измены не прощал...

Смерть Сталина стала ударом для Симонова. Поугасли и его чувства к Серовой. К тому же в его сердце жила новая любовь - к вдове его фронтового товарища Ларисе Жадовой. Поэт решился на развод. Он разменял шикарную квартиру, отселив бывшую жену в коммуналку, и убрал из всех своих произведений посвящение Серовой, оставив только «ВС» в «Жди меня». В новом браке у него родилась дочь. А Валентина тихо спивалась - за явку на репетиции в нетрезвом виде ее давно уволили из театра.

...Незадолго до нового 1976 года по телевизору показывали «Сердца четырех». Отовсюду из окон доносилась веселая песня: «Все стало вокруг голубым и зеленым...». А в это время, звеня пустыми бутылками, по улице ковыляла худая растрепанная женщина в спортивном костюме, изъеденной молью шубе и разных ботинках. Узнать в этой опустившейся алкоголичке бывшую красавицу и звезду экрана Валентину Серову было практически невозможно.




Через сутки актрису нашли мертвой в разграбленной собутыльниками квартире. Ей было всего 57 лет, она на год пережила своего сына-алкоголика. Константин Михайлович на похороны бывшей супруги не явился, но прислал огромный букет роз. А спустя четыре года не стало и его.

Автор: Марина Соболева
Источник: http://www.biography-life.ru  (дата обращения 23.04.2020г.)