понедельник, 19 декабря 2016 г.

Интересные обычаи празднования Нового года в разных странах мира

































Снегурочка… Милая скромная внученька строгого, но справедливого Деда Мороза… Давно это было…. Ежели Дед Мороз за всю свою жизнь так и не меняется, то Снегурочке в самый раз! Выросла, похорошела, тулупчик уже гляди скоро в курточку превратится – эх, загляденье! Неужели такой девушке каждый Новый год с дедом встречать?! «Не бывать этому» подумала Снегурочка и решила попробовать что-то новое…. Новые страны, например… Ведь нынче-то и самолеты летают и поезда ездят... Вот только куда податься современной Снегурочке? Получай наш совет! Новый год в разных странах мира:

Австрия. Здесь современный обычай подарков и приветствий на Новый год был распространен еще в конце XVIII и начала XIX веков. Теперь принято дарить фигурки или посылать почтовые открытки с традиционными символами счастья – сажотрусом, четырехлистным клевером, свиньей. Ужин 31 декабря должен быть богатым, чтоб в новом году хорошо жилось. Обязательным мясным кушаньем был заливной поросенок или свинина. Считали, что для того, чтобы быть счастливым, нужно съесть кусок головы или свиного рыла - это называться "принимать участие в свином счастье". Предновогодняя Вена полна особого очарования. Огромные рождественские базары устраиваются на площадях, но самый большой – на Ратушной, в центре Вены. На базарах можно купить все – от одежды ручной работы и украшений известных дизайнеров до соломенных звезд и елочных игрушек. В Англии о приходе Нового года возвещает колокол. Правда, звонить он начинает немного раньше полуночи и делает это «шепотом» – одеяло, которым он укутан, мешает ему продемонстрировать всю свою мощь. Но ровно в двенадцать колокола «раздевают», и они начинают громогласно петь гимны Новому году. В эти минуты влюбленные, чтобы не расставаться в будущем году, должны поцеловаться под веткой омелы, считающейся магическим деревом. В английских домах к новогоднему столу подают индейку с каштанами и жареным картофелем под соусом, также тушенную брюссельскую капусту с мясными пирогами, после чего следуют пудинг, сладости, фрукты. Также жители Британии придерживаются старинного обычая "Впускание нового года", который заключается в том, что когда часы начинают бить 12, отворяют задние двери дома, чтоб выпустить старый год, а с последним боем часов открывают передние двери, впуская новый год.

Бирма. В Бирме Новый год приходится на период между 12 и 17 апреля. О точном дне празднования сообщает министерство культуры специальным указом, и торжества длятся три дня. По древним верованиям бирманцев, боги дождя живут на звездах. Иногда они собираются на краю небесного свода поиграть друг с другом. И тогда на землю проливается благодатный дождь, который обещает плодородие и богатый урожай. Чтобы выманить звездных духов, бирманцы придумали соревнования в перетягивании каната. В них берут участие мужчины двух селений – одно против другого (в городе – улица против улицы). А женщины и дети в это время должны как можно сильнее кричать и шуметь: бить в пустые банки, посудины, подгоняя ленивых духов дождя.

В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. Перед началом праздника самый молодой в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. Благодарные родственники и гости дарят ему подарки. Интереснее всего начинается с 12-м боем часов. В это время в домах на мгновение гаснет светло для новогодних поцелуев. Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. Если досталась монетка – жди богатства, веточка розы – любовь. Такая же пирожно-сюрпризная традиция распространена в Румынии.

Бразилия. В новогоднюю ночь жители Рио де Жанейро выходят к океану и приносят Богине Моря Йеманже дары. Традиционные белые одежды, которые одевают все, встречающие Новый Год, символизируют мольбу–просьбу о мире, адресованную Йеманже. Богине Моря поклонялись потомки африканцев, когда-то привезенных на галерах в Бразилию в рабство. Сейчас поклонение этой богине стало частью бразильской культуры. Верующие приносят богине дары: цветы, белые свечи, парфюмерию, зеркальца, ювелирные украшения. Подарки кладутся в маленькие лодочки и посылаются в море в знак благодарности за прошедший год и как просьба о защите в наступающем году. К белой одежде иногда добавляются другие цвета, означающие дополнительные просьбы: здоровье – розовый, надежда – зеленый, влечение, любовь – красный, благосостояние – желтый или золотой.

В Венгрии в «судьбоносную» первую секунду Нового года предпочитают свистеть – причём, используя не пальцы, а детские дудочки, рожки, свистульки. Считается, что именно они отгоняют от жилища злых духов и призывают радость, благополучие. Готовясь к празднику, венгры не забывают о магической силе новогодних блюд: фасоль и горох сохраняют силу духа и тела, яблоки – красоту и любовь, орехи способны защитить от беды, чеснок – от болезней, а мёд – подсластить жизнь.

Во Вьетнаме Новый Год называется "тэт". Его встречают между 21 января и 19 февраля. Точная дата праздника меняется из года в год. Вьетнамцы считают, что в каждом доме живет бог, и в Новый Год этот бог отправляется на небеса, чтобы там рассказать, как провел уходящий год каждый из членов семьи. Когда-то вьетнамцы верили, что бог плавает на спине рыбы карпа. В наше время на Новый год вьетнамцы иногда покупают живого карпа, а потом выпускают его в реку или пруд. Они также полагают, что первый человек, который войдет в их дом в Новом Году, принесет удачу или неудачу в наступающем году.

В Греции Новый год - это день святого Василия. Святой Василий был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки возле камина в надежде, что святой Василий заполнит ботинки подарками.

Еврейский Новый Год называется Rosh Hashanah (рош Хашана). Это - святое время, когда люди думают о совершенных грехах, и обещают искупить их в следующем году добрыми делами. Детям дарят новую одежду. Люди пекут хлеб и едят фрукты.

В Индии на Новый год нужно поразить бумажного змея горящей стрелой. Когда змей вспыхивает, праздник можно считать открытым. Индусы в зависимости от места проживания празднуют Новый год по-разному. Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых, или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы, небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети должны с закрытыми глазами ждать, пока их не подведут к подносу. В центральной Индии на здания вешают оранжевые флаги. В западной Индии Новый Год празднуется в конце октября. На крышах домов зажигают маленькие огоньки. В Новый год Индусы думают о богине богатства Лакшми.

В Иране (мусульманской стране, которая раньше называлась Персией) Новый год встречают 21 марта. За несколько недель до праздника люди сажают зерна пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. К Новому Году зерна всходят, что символизирует начало весны и нового года жизни.

Испания. В Испании есть такой предновогодний обычай. На площади перед городской церковью собирается огромная толпа людей, и все начинают провозглашать речи, вспоминая события минувшего года. Так продолжается довольно долго до тех пор, пока один из ораторов не вспомнит какого-то сдохшего осла. Вот этого осла и «делят» между собой жители, припоминая каждому его провинность и даже небольшие слабости. Легкомысленной и ветреной женщине достанется хвост, задире – шкура, плясуну – ноги, болтуну – язык… Возможно, отсюда и пошло гулять по свету выражение «как от мертвого осла уши». В новогоднюю ночь горожане выходят на улицы и площади, где происходят народные гулянья. А когда городские часы пробьют полночь, все знакомые и незнакомые люди начинают поздравлять друг друга, желать здоровья, удачи и обмениваются подарками. Также в Испании выразительные черты эротичного культа несет на себе один из новогодних обычаев, которого придерживаются и теперь во многих селах страны, хотя уже в шутливой форме – заключение фиктивных браков. Под Новый год девушки и парни всего села тянут судьбу – бумажки с именами односельчан обоего пола. Парни, таким образом, получают "невест", девушки - "женихов". Кое-где, например, в округе Оренси, эта процедура происходит перед кострами возле церковной паперти. Брачные пары, которые образовались, считаются до самого конца праздника влюбленными и ведут себя соответствующим образом.

Италия. Ровно в полночь, с последним ударом часов, распахиваются настежь окна домов, и на улицу летят тумбочки и кушетки, стулья и кресла, отслужившие свое. В провинции Италии издавна существует такой обычай: 1 января рано утром в дом нужно принести «новую воду» из источника. Если у тебя нет ничего, что можно было бы подарить друзьям, -- говорят итальянцы, -- подари «новую воду» с оливковой ветвью». Считается, что «новая» вода, которую принесли до восхода солнца, приносит счастье. Для итальянца также очень важно, кого он первым встретит в Новом году. Если 1 января итальянец повстречает монаха или священника, -- это плохая примета. Нежелательно также наткнутся на маленького ребенка, а вот встретить симпатичного старичка – это хорошо. А еще лучше – горбуна… Вот тогда уж Новый год точно будет благополучным!

Китайский Новый Год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии - самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый Год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов.

Куба. Кубинцы перед Новым годом наполняют водой всю посуду, имеющуюся в доме, а после полуночи выливают воду из окон. В такой форме все жители острова Свободы желают Новому году светлого и чистого, как вода, пути. Пока часы бьют двенадцать ударов, надо съесть двенадцать виноградин, и тогда счастье обязательно будет сопровождать тебя все двенадцать месяцев.

В Бельгии и Нидерландах везде распространенная "магия первого дня", содержание которой заключается в том, что за поведением человека в первый день нового года судят о том, что у него будет в году, который наступает. Поэтому пытались ничего не занимать в этот день, надеть что-то новое и тому подобное. Верят: чтоб весь год был достаток в доме, необходимо, чтоб на столе было много кушаний на Новый год.
День Нового года есть также и праздником для детей. В этот день дети поздравляют родителей с Новым годом и читают им заранее приготовленные поздравительные письма, написанные на специальном, украшенном яркими цветами и лентами бумаге. У фламандцев и валлонов в ночь под Новый год по домам ходит "Хороший ангел" или "Младенец Христос", которые кладут сладости под подушку спящим детям. Из давних времен существует в Нидерландах и Бельгии еще один широко распространенный и в других странах обычай - выборы короля праздника. Для этого хозяйки пекут пирог, в который запекается боб. Тот, кому достается кусок пирога с бобом, становится королем на весь праздник. Король сам подбирает себе королеву и свиту: придворного шута, вельможу, "Черного Петера" и др.

Непал. Здесь Новый год встречают с восходом солнца. В ночь полнолуния непальцы зажигают громадные костры и бросают в огонь ненужные вещи. На следующий день приходит черед Праздника красок, и тогда фантазия и развлечения непальцев не знают границ. Они раскрашивают себе лица, руки и грудь причудливыми узорами, а потом толпы разрисованных весельчаков ходят по улицам с песнями и танцами.

Панама. Только часы пробили полночь, начинают оглушительно трезвонить колокола на всех пожарных каланчах, завывают сирены, гудят автомобили. Сами же панамцы – и дети, и взрослые – в это время изо всех сил кричат и стучат во все, что попадется под руку. И весь этот шум, гам и грохот делается для того, чтобы «задобрить» наступивший год.

Народы Севера являются самыми интересными, неожиданными, праздничными. Новогодняя ночь превращается здесь в олицетворение чувства безмерной радости, приветливости праздника. Это и ярмарка-продажа, это и спортивные состязания, это и народный фольклор с присутствием елки и Деда Мороза, который является хранителем тайн и сюрпризов в Новогоднюю ночь.

В Судане необходимо встречать Новый год на берегу Нила, тогда исполнятся все желания.

Франция. Несмотря на то, что французы слывут любвеобильной нацией, в новогоднюю ночь они предпочитают не целоваться, а наедаться и напиваться. По традиции, хороший хозяин-винодел непременно должен чокнутся с бочкой вина, поздравить её с праздником и выпить за будущий урожай. А поскольку вино во Франции не делает только ленивый, можете себе представить, какое у них там веселье.

В Швейцарии люди празднично одеваются, чтоб праздновать день Святого Сильвестра. Этот праздник основан на легенде о том, что Папа Римский Сильвестр (314 год) поймал ужасного морского монстра. Считалось, что в 1000-м году этот монстр вырвется на волю и уничтожит мир. К счастью этого не произошло. С тех пор в Швейцарии эту историю вспоминают на Новый Год. Люди наряжаются в маскарадные костюмы и называют себя Сильвестрклаусами.

В Шотландии, точнее, в некоторых селах этой страны, Новый год встречают своеобразным факельным шествием: поджигают бочки с дегтем и катят их по улицам. Таким образом, шотландцы «сжигают» старый год и освещают дорогу новому. Утро нового года у них еще ответственнее, чем сама новогодняя ночь: ведь от того, кто первым войдет в дом в этот день, зависит благополучие хозяев. Считается, что счастье приносит темноволосый мужчина, пришедший с подарком.

Япония. В Японии среди новогодних аксессуаров огромной популярностью пользуются амулеты на счастье – грабли. Каждый японец считает необходимым их приобрести, чтобы под Новый год было чем загребать счастье. Бамбуковые грабли – кумаде – делают размером от 10 см до 1,5 м и украшают богатой росписью. Чтобы задобрить Божество года, приносящее удачу в семью, японцы сооружают перед домом кадомацу – небольшие ворота из трех бамбуковых палочек, к которым привязывают сосновые ветки. Те, кто побогаче, строят кадомацу из карликовой сосны, бамбукового ростка и маленького деревца цветущей сливы или персика. Также в Японии ровно в полночь начинает звонить колокол, который отбивает 108 ударов. По давнему поверью, каждый звон «убивает» один из человеческих пороков. Их, как считают японцы, всего 6 (жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность, зависть), но у каждого есть 18 различных оттенков – вот по ним и звонит японский колокол. В первые секунды Нового года следует засмеяться – это должно принести удачу. А чтобы счастье пришло в дом, японцы украшают его, точнее, входную дверь, веточками бамбука и сосны – символами долголетия и верности. Еда на столе – тоже символическая: длинные тоненькие макароны – знак долголетия, рис – достатка, карп – силы, фасоль – здоровья. А по утру, когда Новый год вступает в свои права, японцы выходят из своих домов на улицу – встречать восход солнца. С первыми лучами они поздравляют друг друга и дарят подарки.

вторник, 6 декабря 2016 г.

                  10 интересных фактов
                   о Николае Карамзине.


1. Николай Карамзин родился 1 декабря (12 декабря по новому стилю) 1766 года в Симбирской губернии. Однако, сам он долгое время не знал точный год своего рождения, и был убежден, что появился на свет в 1765 году, то есть чувствовал себя на год старше, чем был на самом деле. И лишь к концу жизни знаменитый историк уточнил и собственную историю – он отыскал надежные документы, которые подтверждали, что родился он 1 декабря 1766 года.

2. Карамзин ввел в русский язык множество новых слов-неологизмов: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», так и варваризмов: «тротуар», «кучер». Также он одним из первых начал использовать букву Ё.























Карамзин один из первых начал использовать букву Ё.

3. Карамзину принадлежит самая краткая характеристика общественной жизни в России. Когда во время его путешествия в Европу русские эмигранты спросили Карамзина, что происходит на родине, писатель ответил одним словом: «воруют».
4. Николай Карамзин был открывателем «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Отрывки из уникального произведения XV века писатель опубликовал в примечаниях к VI тому «Истории Государства Российского». Карамзин писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии , Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара…».
5. Карамзин придерживался ограничений в еде. Об этом факте вспоминал живший долгие годы в одном доме с Карамзиным брат его жены П. А. Вяземский: «Карамзин был очень воздержан в еде и питии. Возвратясь с утренней прогулки, он выпивал две чашки кофе, за ним выкуривал трубку табаку. За обедом начинал он с вареного риса, которого тарелка стояла всегда у прибора его, и часто смешивал его с супом. Выпивал рюмку портвейна и стакан пива. Вечером, около 12-ти часов, съедал он непременно два печеных яблока» (Сиповский В.В. «О предках Н.М. Карамзина»).
6. Карамзин был одним из первых «европейцев» российской культуры. Во время своего путешествия по Европе он встречался с «властителями умов» того времени: Кантом, Гердером, Лафатером, Бонне, Мармонтелем. В Национальном Собрании Парижа Карамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Именно в то время Карамзин в полной мере осознал эффект, который может производить устное и печатное слово на массы.
7. Указом императора Александра I в 1803 году Николай Карамзин, по его же собственному ходатайству, был официально назначен «российским историографом». Он стал третьим по счету историографом России - так тогда именовали историков - и последним. Никому после Николая Михайловича Карамзина это звание не присваивалось. Это звание дало ему право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающихся».

















Указом императора Александра I в 1803 году Николай Карамзин, по его же собственному ходатайству, был официально назначен «российским историографом».
8. Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность.
9. В 1810 году Карамзин едва не стал жертвой интриг П. И. Голенищева-Кутузова, попечителя московского университета. Голенищев-Кутузов в доносе на имя министра просвещения Разумовского писал о том, что сочинения Карамзина наполнены ядом вольнодумства и якобинства. Доносчик писал, что Карамзина необходимо демаскировать как вредного обществу человека. Донос был оставлен без последствий, но вскоре последовал новый. На этот раз Голенищев-Кутузов объявил Карамзина французским шпионом. Этот донос тоже был опровергнут.

10. В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.









Карамзин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Снежное настроение


Снег

Снег тоже умеет говорить. Если вслушаться - всмотреться в его молочную хлябь, в манную кашу перьевых хлопьев на крышах, то можно услышать. О, сколь многое способен рассказать снег, но он всегда выбирает язык, лишенный звуков. Ни гласный, ни согласный, без имен и глаголов. Международный язык молчания. А люди так редко находят время, чтобы выучить этот язык. Людям остается слушать снег в переводе.

А между тем он рассказывает, как спалось ему в облаке, как мягко задевали его бока босыми пятками прохожие ангелы. Как снился ему долгий сон, печальный сон, сон о нас, живущих внизу. А потом затяжелело что-то внутри, там, где у человека располагается сердце, заныло, заплакало, разбудило, потянуло вниз — блеснуть один раз в танцевальном падении и упасть, и лечь на землю. Навсегда ли? «Нет, нет» — смеются снежинки — «взлетим снова, станем выше высокого, вернемся росой на ангельскую босоту». И вот лежит снег на земле, чернеет, темнеет, мокнет, ждет своего возвращения обратно.

Снег рассказывает, что на земле все оказалось точно таким, каким снилось ему там, на облаке. И шерсть бездомной собаки такая же мокро-игольчатая, и стекла окон такие же отвесно-скользкие — не удержаться, только заглянуть мельком в теплый свет, подглядывая незнакомую жизнь, и лапы лесных елей такие же широко-гостеприимные, и даже мальчика, переводчик снежного языка, такой же наивно нелепый и смешной — стоит растерянно и задумчиво на улице без шапки, снег на ушах лежит, все волосы выбелил, а он улыбается чему-то. И хорошо на земле, и тоскливо, и легко и тяжело от этого там, внутри, где у людей обычно сердце.

Да, снег тоже умеет говорить. Многое он мог бы поведать, многое. Жаль только, что слышать его умеют одни лишь блаженные безумцы, дети и поэты.

Аль_Квотион

(Художник: Игорь Медведев)







воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Ф.М. Достоевский


    


     Федор Михайлович Достоевский, русский писатель, родился в 1821 году в
    Москве. Отец его был дворянин, помещик и доктор медицины.
     Воспитывался до 16 лет в Москве. На семнадцатом году выдержал в Петербурге экзамен в Главном инженерном училище. В 1842-м году окончи1л военно-инженерный курс и вышел из училища инженер-подпоручиком. Был оставлен на службе в Петербурге, но другие цели и стремления влекли его к себе неотразимо. Он особенно стал заниматься литературой, философией и историей.
     В 1844 году вышел в отставку и тогда же написал свою первую довольно большую повесть "Бедные люди". Эта повесть разом создала ему положение в литературе, встречена была критикой и лучшим русским обществом чрезвычайно благосклонно. Это был успех в полном смысле слова редкий. Но наступившее затем постоянное нездоровье несколько лет сряду вредило его литературным занятиям.
     Весною 1849 года он был арестован вместе со многими другими за участие в политическом заговоре против правительства, имевшем социалистический оттенок. Был предан следствию и высочайше назначенному военному суду. После восьмимесячного содержания в Петропавловской крепости был приговорен к смертной казни расстрелянием. Но приговор исполнен не был: было прочитано смягчение приговора и Достоевский был, по лишении прав состояния, чинов и дворянства, сослан в Сибирь в каторжную работу на четыре года, с зачислением по окончании срока каторги в рядовые солдаты. Приговор этот над Достоевским был, по форме своей, первым еще случаем в России, ибо всякий приговоренный в России в каторгу теряет гражданские права свои навеки, хотя бы и окончил свой срок каторги. Достоевскому же назначалось, по отбытии срока каторги, поступить в солдаты, - то есть возвращались опять права гражданина. Впоследствии подобные помилования случались не раз, но тогда это был первый случай и произошел по воле покойного императора Николая I, пожалевшего в Достоевском его молодость и талант.
     В Сибири Достоевский отбыл свой четырехлетний срок каторжных работ, в крепости Омске; и затем в 1854 году был отправлен из каторги рядовым солдатом в Сибирский линейный батальон Љ 7 в г. Семипалатинск, где через год был произведен в унтер-офицеры, а в 1856 году, со вступлением на престол ныне царствующего императора Александра II - в офицеры. В 1859 году, будучи в падучей болезни, нажитой еще в каторге, был уволен в отставку и возвращен в Россию, сначала в г. Тверь, а затем в Петербург. Здесь Достоевский начал вновь заниматься литературой.
     В 1861 году старший брат его, Михаил Михайлович Достоевский, начал издавать ежемесячный большой литературный журнал ("Revue") - "Время". В издании журнала принял участие и Ф. М. Достоевский, напечатавший в нем свой роман "Униженные и оскорбленные", сочувственно принятый публикой. Но в следующие два года он начал и кончил "Записки из Мертвого дома", в которых под вымышленными именами рассказал свою жизнь в каторге и описал своих прежних товарищей-каторжных. Эта книга была прочитана всей Россией и до сих пор ценится высоко, хотя порядки и обычаи, описанные в "Записках из Мертвого дома", давно уже изменились в России.
     В 1866 году, по смерти своего брата и по прекращении издаваемого им журнала "Эпоха", Достоевский написал роман "Преступление и наказание", затем в 1868 г. - роман "Идиот" и в 1870 году роман "Бесы". Эти три романа были высоко оценены публикой, хотя Достоевский, может быть, слишком жестоко отнесся в них к современному русскому обществу.
     В 1876 Достоевский стал издавать ежемесячный журнал под оригинальною формою своего "Дневника", писанного единственно им одним без сотрудников. Это издание выходило в 1876 и 1877 гг. в количестве 8000 экземпляров. Оно имело успех. Вообще Достоевский любим русскою публикою. Он заслужил даже от литературных противников своих отзыв высоко честного и искреннего писателя. По убеждениям своим он открытый славянофил; прежние же социалистические убеждения его весьма сильно изменились. 11 ноября  исполнилось ровно 195 лет со дня 












































11 ноября день рождения Федора Михайловича Достоевского! Мы рады, что такой великий человек жил и творил, что он дал нам много душевных минут при чтении его прекрасных произведений. 

Спасибо ему за все!!! 

«Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». 

«Через всю жизнь свою Достоевский пронес исключительное чувство Христа, какую-то иступленную любовь к лику Христа», — Н.А. Бердяев.

«Это был не тольк
о апостол, …это был пророк, это был всему доброму учитель, эта была наша общественная совесть», — из письма П.М. Третьякова И.И. к Крамскому.


«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — Ф.М. 
Достоевский

понедельник, 31 октября 2016 г.

1 ноября вторник



День народного единства 4 ноября — история нового праздника России















С 2005 года в четвертый день ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник — пусть и с отчетливым «политическим» оттенком — напоминает нам о важной дате из истории страны: спасении России от полной потери независимости в 1612 году.

Политика

Власти новой России не жалуют главный коммунистический праздник — 7 ноября, когда отмечается годовщина Октябрьской социалистической революции 1917 года. Поэтому (что бы ни говорили официальные лица) в 2004 году Государственная Дума Российской Федерации изменила закон «О днях воинской славы». В результате появился новый праздник — День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:
«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Для закрепления значимости ему передали выходной день, ранее «принадлежавший» 7 ноября. Впервые новый праздник отмечали в 2005 году, т.е. ровно 10 лет назад.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.
Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Лжедмитрий I
Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.
Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.


Лжедмитрий 2
Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Лагерь Лжедмитрия II в Тушино
Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.
В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.


Владислав
Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…
В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.
Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.


Князь Дмитрий Пожарский (слева) и Кузьма Минин
Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.
Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


Больной Пожарский принимает послов
В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.
Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.
Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.
Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.
Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.
Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.
3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.
Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.
Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.
Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.
До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.
Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.




Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

понедельник, 17 октября 2016 г.

Мероприятия октября

10 октября в библиотеки им. О.В. Кошевого прошли сразу три мероприятия.
Презентация фотовыставки фотохудожника Виноградова М.С.
"Здесь все мое и я от сюда родом" к 80-летию Железнодорожного района города Новосибирска.
Далее для людей старшего поколения состоялся праздничный вечер :
"Славим возраст золотой" (декада пожилых людей).
Затем прошел творческий вечер приуроченный к году кино:
 "Актеры нашего поколения" (Н. Гундарева, Е. Евстигнеев, Л. Куравлев).
На мероприятиях присутствовали постоянные участники женского клуба "Подруга".
 После мероприятий для присутствующих был организован чайный стол и приятная
 по-домашнему беседа за чашкой горячего чая.





среда, 15 июня 2016 г.

Совсем недавно мы отметили праздник со слезами на глазах День Победы 9 мая.
Далее наступит  ещё один памятный день  22 июня - одна из наиболее трагических дат в истории нашей Родины. День памяти и скорби для тех, кто пережил и выжил, для детей и внуков миллионов солдат, что отдали жизни за мир, в котором мы сегодня живём.


Большое множество свечей
Горит сегодня в церкви,
В день памяти и скорби
Пришли друзья, соседи.

Мы помним обо всех,
И историю чтим,
И образ ушедших людей
Мы искренне в душах храним.



























22 июня,  72 года назад в 4 часа утра началась самая разрушительная, жестокая и кровопролитная из
всех войн, когда-либо прошедших на нашей планете - Великая Отечественная война: фашистская Германия напала на Советский Союз.
  В одночасье разрушились надежды миллионов семей, были поломаны судьбы целых поколений... Память о тех грозных годах - как и не утихающая скорбь - навсегда останется в наших сердцах.
  Но несмотря на все тяготы и невзгоды, выпавшие на долю наших отцов и дедов, наших матерей, Россия устояла. На защиту своей страны поднялся весь народ. И поэтому 22 июня мы можем назвать и днём гордости. За тех, кто отдал свои жизни, чтобы  эта война закончилась в мае 1945 -года. Она длилась 1418 дней и ночей. СССР потерял около 27 миллионов человек.
  Сегодня каждая российская семья отдаёт долг памяти и признательности всем, кто принял на себя первый удар врага, кто не дожил до светлого Дня Победы, но верил в него, принимая неравный бой с фашистами. Сегодня вся страна в унисон говорит: "Никто не забыт, ничто не забыто"!
  Последствия этого дня - 22 июня 1941 года - нельзя ни преуменьшить, ни смягчить. В этот День памяти и скорби мы склоняем головы перед всеми погибшими в жесткой схватке с врагом, перед поколением советских людей, принесших нам Победу и подаривших нам будущее. Мы этого никогда не забудем и не позволим забыть никому!
В Российской Федерации День памяти и скорби отмечают с 1996 года – 8 июня 1996 года вышел указ первого президента РФ Бориса Ельцина, устанавливающий 22 июня как День памяти и скорби. Этот день в России – не просто дата в календаре: по всей стране приспускаются государственные флаги, а телевидению и радио, а также учреждениям культуры рекомендовано не проводить никаких развлекательных программ и мероприятий. 


Он в памяти остался человеческой
Глубоким шрамом на лице Земли.
Недаром этот страшный день навечно
Днем памяти и скорби нарекли.

Мир раскололся, взрывом разделенный,
И в ясный летний день затмился свет,
И этот день, пожаром опаленный,
Мы будем помнить — через много лет.