четверг, 10 сентября 2015 г.


Интересные факты из жизни Льва Толстого





















9 сентября 1828 года родился Лев Толстой.
Лев Толстой был человеком принципиальным и не признавал никаких авторитетов, в том числе авторитета государства и (что было недопустимо для того времени) авторитета церкви, за что и был впоследствии от нее отлучен. Интересно, что при этом писатель был религиозен и считал себя христианином.
Более того, писатель не признавал частной собственности и авторского права и не любил деньги, выступая на стороне крестьян. Интересный факт, что эти убеждения не мешали Толстому, так же как Лермонтову и Пушкину, быть заядлым картежником и проигрывать друзьям немалые суммы, в том числе и унаследованный дом, в котором он вырос сам.

Семейные ценности Толстого
Толстой очень чтил семейные ценности. Основные великие работы писателя были созданы после его женитьбы на Софье Андреевне Берс, с которой они прожили 48 лет и родили 13 детей, 5 из которых умерли в детстве. Интересно, что на момент свадьбы Софье Андреевне было всего 18 лет, а графу Толстому – уже 34.
Жена была помощником во всех делах и настоящим другом для Льва Николаевича. Тем не менее, после 20 лет совместной жизни в семье начались разногласия из-за непреклонных взглядов писателя. Интересный факт о Льве Толстом заключается в том, что по состоянию на 2010 год по всему миру всего насчитывалось около 350 потомков писателя.

Наставник
У Льва Толстого было так много последователей, так называемых «толстовцев», разделяющих взгляды писателя, что со временем люди стали собираться в своего рода общины, чтобы постигать жизненные истины вместе. Движение носило религиозную направленность. Наверное, сейчас, когда стали модными течения самопознания, мы бы назвали писателя «гуру». Тем менее, сам Лев Толстой не приветствовал создание такого сообщества и считал, что каждый должен постигать истину самостоятельно. Интересно, что последователи этого движения есть и сейчас.
Еще один интересный факт из биографии Толстого состоит в том, что писатель стал, сам того не желая, идейным вдохновителем самого Мхатмы Ганди, который добился отделения Индии от Англии. Дело в том, что сам Толстой был поклонником индийской философии и в частности идеи непротивления злу насилием, что описал в одной из работ «Царство Божие внутри вас», которая произвела впоследствии сильное впечатление на Ганди. Интересно, что по время поездки во Францию Толстой стал свидетелем смертной казни человека с помощью гильотины, и Париж тут же потерял очарование в глазах писателя.
Кроме того, Лев Толстой, сам имея превосходное образование, считал систему российского образования неправильно выстроенной. Особенно душа писателя болела за образование детей крестьян. Толстой даже учредил школу для крестьянских детей и стал автором педагогического журнала и нескольких учебников для детей. Замечательная книга Толстого «Азбука», например, была изначально адресована крестьянским детям, но стала настольной и для множества дворянских ребятишек. Например, по ней учила буквы Анна Ахматова. Интересно, что сам Толстой свободно владел английским, немецким и французским языками, а также знал и изучал греческий, церковно славянский, латынь, украинский, татарский, древнееврейский, болгарский, турецкий, голландский и некоторые другие языки.

Труд и самоограничение
Труд Лев Толстой считал главным богатством человека и сам не упускал возможности потрудиться не только умственно, но и физически. Известно, что писатель увлекался коневодством, пчеловодством и даже сам мастерил сапоги.
Уже в зрелом возрасте Толстой, пропагандируя аскетический образ жизни, даже практически отказывается от обуви, подчеркивая свою близость к народу.
Видимо, увлечение писателя индийской философией сказалось не только на его мировоззрении, но и на привычках питания. Известный факт, что Лев Толстой был вегетарианцем и, более того, мечтал, что однажды все люди откажутся от поедания мяса, что считал таким же противоестественным, как каннибализм.
«Война и мир»
Известно, что роман переписывался 8 раз, а отдельные его эпизоды — более 25 раз. При этом сам автор относился к произведению скептически. В переписке с поэтом Афанасием Фетом писатель так отозвался о своей книге: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».
Интересный факт, что в названии романа Льва Толстого «Война и мир» слово мир употреблено как антоним войне (дореволюционное «миръ»), а не в значении «окружающий мир» (дореволюционное «мiръ»). Все прижизненные издания романа выходили именно под названием «Война и миръ», и сам Толстой писал название романа по-французски как «La guerre et la paix». Однако из-за опечаток в разных изданиях в разное время, где слово написали как «мiръ», до сих пор не утихают споры об истинном значении названия романа.
Уход из жизни
Умер Толстой во время путешествия в весьма преклонном возрасте. Во время поездки писатель серьезно заболел воспалением легких и вскоре скончался. Это случилось 7 ноября 1910 года.
На склоне лет Лев Николаевич просил похоронить его безо всяких почестей на краю оврага — там, где еще ребенком они с братом играли. Пожелание писателя было выполнено. Его могила находится глубоко в лесу, а из всех украшений здесь — только скромная ограда. В России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые прошли не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон).
Интересный факт, что согласно завещанию Толстого Делир — конь Л. Н. Толстого — был впоследствии похоронен недалеко от могилы Льва Николаевича в Ясной Поляне.


среда, 2 сентября 2015 г.

Литературная викторина

Проверь свою любовь к литературе

1. Составитель известного сборника «Народные русские сказки», разработавший международную классификацию сказок

2. Русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»

3. Писатель, придумавший героев с именами Винтик и Шпунтик

4. Автор сказок «Крошка Цахес», «Повелитель блох», «Щелкунчик и Мышиный Король»

5. Финская писательница, придумавшая сказочных муми-троллей

6. Английский писатель, придумавший хоббитов

7. Популярная русская народная сказка с тремя покушениями на убийство и одним убийством

8. Единственная героиня сказки «Репка», имя которой нам известно

9. Сказочный персонаж, лезущий вон из кожи

10. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

11. Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?

12. По подсчетам ученых, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

13. Сколько человек скрывалось под псевдонимом Козьмы Пруткова?

14. Инициалы какой русской поэтессы состоят из трех букв «А»?

15. Он – критик, она – ... Кто?

16.Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?

17. Имя какой героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

18.
«Ее поэты сочиняют,
Царям, героям посвящают».

19.
«Составитель словарей
Для больших и для детей».




Ответы:
1. А.Н.Афанасьев
2. «Морозко»
3. Н. Носов
4. Э. Гофман
5. Туве Янсон
6. Джон Толкиен
7. Колобок
8. Жучка
9. Царевна-лягушка
10. Сказочную шапку-невидимку
11. Да, годы его жизни в арабской записи –  1799-1837
12. Любовь
13. Четыре: А.К. Толстой + три брата Жемчужниковых – Алексей, Владимир и Александр Михайловичи
14. Ахматова Анна Андреевна
15. Критикесса
16. Нисколько:)
17. Анна Каренина
18. Ода
19. В. Даль

вторник, 11 августа 2015 г.

9 книг, которые учат никогда не сдаваться


Бывают дни, когда вся несправедливость мира падает на твои плечи и кажется, что лучше всего сейчас опустить руки и прекратить борьбу. И часто в эти моменты главное — не начать жалеть себя, а встряхнуться и идти дальше.

Эти книги надают вам пощечин и вернут к жизни, напомнив, что сдаваться нельзя. Потому что самый темный час всегда наступает перед рассветом.

1. Джоди Пиколт «Ангел для сестры»
Анне всего 13, но она уже перенесла бесчисленное количество операций. Она здорова, зато ее сестра больна лейкемией, и родители готовы на все, чтобы спасти ее. Собственно, Анна появилась на свет только для того, чтобы помочь ей. Но как сложилась бы ее жизнь, если бы она не была привязана к Кейт? Анна решается на шаг, который показался бы сложным большинству из нас.

2. Эрих Мария Ремарк «Искра жизни»
Германия, конец войны, концентрационный лагерь. Люди, у которых отняли свободу, любовь, надежду — саму жизнь. Но пока они есть друг у друга, ничто не может их сломать. Пусть все, что у них осталось, — это только искра жизни, но она никогда не погаснет. Она даст им силы улыбаться даже на пороге смерти — единственная искра света в кромешной тьме.

3. Айн Рэнд «Источник»
Эта книга на протяжении десятилетий остается в списке мировых бестселлеров. Главный герой романа, Говард Рорк, ведет борьбу с обществом за свое личное право на творчество. Фанатичная косность окружающих вынуждает его предпринимать экстраординарные действия. И доказывать, что даже один человек способен изменить мир.

4. Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»
Современная притча, фантастическая история с пробирающим до дрожи, абсолютно реалистичным сюжетом, повесть Исигуро не отпустит вас. Люди, чья печальная судьба предопределена не ими и заранее известна. Они знают, для чего живут. Они знают, для чего умрут. И все равно продолжают свой путь. Это одна из самых пронзительных историй о милосердии и бесчеловечности.

5. Джек Лондон «Мартин Иден»
«Выживает сильнейший» — девиз главного героя автобиографического романа Джека Лондона. Грубоватый и неотесанный, но очень сильный и целеустремленный молодой человек ради любви к женщине пробивается из низов к вершинам, — простой необразованный матрос, он становится известным писателем. Но готов ли он ко всему, что кроется за эфемерным успехом?

6. Джоджо Мойес «Один плюс один»
В этой легкой и трогательной истории нет ужасов, глобальных проблем, нравоучений, пафосных сентенций. Только обычная повседневная жизнь, забавная, странная, сложная, — словом, такая, какая она и есть. Ведь бороться приходится каждому из нас — пусть даже с маленькими неприятностями. Джоджо Мойес учит тому, что нужно начинать с малого, а только потом браться за большие дела.

7. Джон Грин «Виноваты звезды»
Подростки, страдающие от тяжелой болезни, не собираются сдаваться. Они по-прежнему остаются подростками — ядовитыми, неугомонными, взрывными, бунтующими, равно готовыми и к ненависти, и к любви. Хейзел и Огастус бросают вызов судьбе. Их не так пугает смерть, как обычные ревность, злость и непонимание.
Они — вместе. Сейчас — вместе. Но что их ждет впереди?

8. Ирвинг Стоун «Жажда жизни»
Живая и яркая биография Винсента Ван Гога, написанная Ирвингом Стоуном, доказывает, что гениальность — это не только дар свыше, но и страшное проклятие. Ведь таланту приходится не только искать свой путь, но, найдя его, проявлять чудеса упорства, смелости и выдержки, чтобы через все трудности донести до равнодушного мира свои великие идеи.

9. Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на черном»
Когда вам кажется, что жизнь несправедлива и все идет не так, как надо, просто откройте книгу Гальего и ненадолго останьтесь в мире его персонажей — людей с ограниченными возможностями. Их оптимизм и совершенно нестандартный взгляд на привычные вещи станут для вас настоящим лекарством.

воскресенье, 2 августа 2015 г.



100 великих книг






________________

Отцы и дети
__________



«А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»

Ивана Сергеевича Тургенева всегда отличала удивительная особенность – он был способен раньше прочих уловить тенденции времени, почувствовать назревшие в обществе проблемы и противоречия. Одно из подтверждений этого – «Отцы и дети», самый известный роман автора.

Тургенев проводит своего героя, Евгения Базарова, по кругам жизненных испытаний; они-то и обнаруживают с настоящей полнотой всю меру правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается оправданным как единственная серьёзная попытка изменить мир, покончив с противоречиями. Однако для автора бесспорно и то, что внутренняя логика нигилизма неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Писатель не находит в нигилизме созидающей творческой силы: те изменения, которые нигилист предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны уничтожению этих людей.
В принципиальном споре Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова о русском народе сталкиваются, говоря словами Д.И.Писарева, «сковывающая, леденящая сила прошедшего» и «разрушительная, освобождающая сила настоящего».

понедельник, 27 июля 2015 г.

________________

Ярмарка тщеславия
________________

«Чувство глубокой грусти охватывает Кукольника, когда он сидит на подмостках и смотрит на Ярмарку, гомонящую вокруг»

«Ярмарка тщеславия», выходившая в журнале «Панч» с января 1847 по июль 1848 года, это роман без героя, сюжет которого развёртывается с ходом самой жизни – будничной хроникой, слегка отодвинутой в прошлое.

Действие романа состоит из простых житейских событий; в нём нет приключений, хотя случайности и бывают. Уильям Теккерей вводит в свой роман жизнь и показывает, что в повседневности интересного не меньше, чем в литературных авантюрах.

Прославивший писателя роман в Великобритании долгое время подвергался консервативной критике, ведь всё в нём не по правилам: нет счастливого финала, героя в привычном смысле, пылких чувств… Как пишет А.Аникст: «Теккерей нанёс сокрушительный удар по ещё живым тогда традициям романтической идеализации и поставил искусство повествования на почву реальной и повседневной действительности. Даже реализм первой половины XIX века имел несколько романтическую окраску. С середины XIX века, и именно с «Ярмарки тщеславия», появляется реализм нового типа, решительно порывающий с романтикой. Во Франции несколько позже, но с большим европейским резонансом, то же самое сделал Флобер своим романом «Госпожа Бовари». Таким образом, «Ярмарка тщеславия» не только интересный роман, но и значительное явление европейский литературы. Эта книга открыла новую фазу в развитии реализма XIX века».

четверг, 23 июля 2015 г.

                                                   

                                
                                100 великих книг


                 Л. Н. Толстой 


                " Война и мир"                               



Начало работы над романом датируется 1863 годом - в октябре Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я ещё никогда не писал и не обдумывал». Изначально в центре нового романа должен был быть декабрист, возвратившийся из ссылки, однако впоследствии замысел неоднократно менялся. 

Эпический роман Виктора Гюго «Отверженные» (1862) оказал огромное влияние на русского писателя: Толстой называл роман Гюго величайшим в XIX веке и, безусловно, многое из него заимствовал (в особенности, в области формы). Другими наиболее значимыми источниками вдохновения стали «Илиада» Гомера и Новый Завет. Исторической базой служили: академическая история войны академика А.И.Михайловского-Данилевского, история М.И.Богдановича, «Жизнь графа Сперанского» М.Корфа, «Биография Михаила Семёновича Воронцова» М.П.Щербинина, о масонстве - Карл Губерт Лобрейх фон-Плуменек, о Верещагине - Иван Жуков; из французских историков - Тьер, А.Дюма-ст., Жорж Шамбре, Максимельен Фуа, Пьер Ланфре. А также ряд свидетельств современников Отечественной войны: Алексей Бестужев-Рюмин, Наполеон Бонапарт, Сергей Глинка, Федор Глинка, Денис Давыдов, Степан Жихарев, Алексей Ермолов, Иван Липранди, Фёдор Корбелецкий, Краснокутский, Александр Григорьевич, Василий Перовский, Илья Радожицкий, Иван Скобелев, Михаил Сперанский, Александр Шишков; письма А.Волковой к Ланской. Из французских мемуаристов - Боссе, Жан Рапп, Филипп де Сегюр, Огюст Мармон, «Мемориал Святой Елены» Лас-Каза.

Из беллетристики на Толстого повлияли русские романы «Леонид или Некоторые черты из жизни Наполеона I» Р.Зотова, «Рославлев» М.Загоскина. Также британские романы «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея и «Аврора Флойд» Мэри Элизабет Брэддон - по воспоминаниям Т.А.Кузьминской писатель прямо указывал, что характер главной героини последнего напоминает Наташу.

Через годы после выхода «Войны и мира» Толстой запишет в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки – «Война и мир» и т. п., которые им кажутся очень важными». Тем не менее, данный пустячок определил не только отечественную культуру, но и стал общепризнанным эталоном великого романа во всём мире.








понедельник, 13 июля 2015 г.

Человек, написавший Россию. Живая история Валентина Пикуля

13 июля 1928 — 16 июля 1990
87 лет назад - 25 лет назад

«Пришёл грозный муж и спросил её:

— От кого зачала погань сию, сказывай! — Взял ребёночка за ногу, как лягушонка паршивого, понёс топить в речке. — Туда-то ему и дорога, — приговаривал, о корчаги спьяна спотыкаясь.
Младенец, повиснув вниз головой, даже не пикнул. Потёмкин встряхнул дитятко ещё разок над глубоким омутом, в котором тихо колыхались ленивые сомы и ползали чёрные раки.
— Так от кого же он? От Глинок иль от Тухачевских?
Звериный вопль матери огласил дремучий лес:
— Потёмкин он... Уймись, кобель старый!
Так явился на свет Божий Григорий Александрович Потёмкин, светлейший князь Таврический, генерал-фельдмаршал и блистательный кавалер орденов разных, включая все иностранные (кроме Золотого Руна, Святого Духа и Подвязки), генерал-губернатор Новой России, создатель славного Черноморского флота, он же его первый главнокомандующий, и прочая, и прочая, и прочая...!»
Валентин Пикуль, «Фаворит»

Юнга Северного флота
В середине 1980-х годов, в начале перестройки, самая читающая нация в мире, помимо актуальных статей в прессе, проявляла огромный интерес к прошлому своей страны. Устоявшиеся портреты исторических деятелей, знакомые по учебникам, уже не устраивали — хотелось чего-то новенького, нешаблонного.
Такой нешаблонный подход к русской истории читателям подарил Валентин Пикуль, писатель, тиражи книг которого в этот период били все рекорды.
Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. В 1939 году отца его, в прошлом моряка-балтийца, а затем инженера-кораблестроителя, перевели на новую судоверфь в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Вскоре вслед за ним на Север перебралась и семья.
Летом 1941 года Валя Пикуль гостил у бабушки в Ленинграде и остался в городе, блокированном немцами. Его вместе с матерью вывезли из Ленинграда по «Дороге жизни» в 1942 году. После возвращения в Молотовск Валентин сбежал на Соловки, в школу юнг. После её окончания до завершения войны Пикуль прослужил на эскадренном миноносце «Грозный».
Отец Валентина, служивший в морской пехоте, погиб в боях под Сталинградом.

От женьшеня до «Океанского патруля»
После войны Пикуль работал начальником водолазного отряда, служил в пожарной части, но главным интересом его жизни стала литература. Он много времени посвящал самообразованию, ходил в литературный кружок, общался с молодыми писателями.
Интересно, что первый опубликованный рассказ Пикуля вообще не имел к истории никакого отношения — это была познавательная статья о женьшене, увидевшая свет в 1947 году. Писатель-самоучка обдумывал замысел своего первого романа, когда ему на глаза попалась книга о миноносцах Северного флота. Пикуль счёл её очень скучной и решил, что может по этой близкой для себя теме написать значительно лучше. Но несколько вариантов задуманной повести были им уничтожены, поскольку Пикуль посчитал их неудачными. Тем не менее, часть этих материалов была опубликована в виде фрагментов в таллиннской флотской газете «На вахте».

Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков и стал членом Союза писателей СССР.

Морская тема была одной из основных в его творчестве, но далеко не единственной. Его произведения охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной.

30 романов за 40 лет
Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени, когда большинство писателей имели привычку создавать книги самостоятельно. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр — небольших рассказов о исторических личностях и событиях прошлого.
В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения, такие как «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Слово и дело», «Пером и шпагой» и другие.

«Судить о русском дворе XVIII века по тем дворцам, что ныне обращены нами в общенародные музеи, — ошибочно и неверно.
Царский двор напоминал тогда бивуак или, вернее, гулящий табор. А придворные — кочевников, скифов! Отсюда и костюм на женщинах был зачастую не женский, а полувоенный; штаны заменяли им юбки.
Статс-дамы в палатках и шалашах подолгу живали. И у костров грелись. И в казармах рожали. И ландкарты империи фрейлины знали не хуже поручиков геодезии.

Куда их чёрт не носил только!..
— Трогай! — И двор её величества срывается с места.
Валят на телеги сервизы, комоды, туалеты, Рубенсов и кровати. Сверху сажают калмычек и арапок, — тронулись.
Всё трещит, бьётся, звенит. Всё разворовывается!
В одну только ночь имперские дворцы, бывало, загорались по три раза кряду».
Валентин Пикуль, «Пером и шпагой»

В постели с Елизаветой
Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности.
Пикуль в своих произведениях не отстранённый условный автор, а эмоциональный рассказчик, который откровенно симпатизирует одним личностям и совершенно безжалостен к другим.
Подобный метод повествования настораживал коллег по писательскому цеху, вызывал ужас у профессиональных историков и приковывал пристально внимание власть предержащих, которые в непочтительности Пикуля к императрице Елизавете Петровне, Екатерине Великой и Григорию Потёмкину видели некие скрытые намёки на современность.
Именно поэтому настоящий успех к Пикулю пришёл во времена перестройки, когда стало модно разрешать всё и всем.
Чем популярнее становились книги писателя, тем жёстче его критиковали профессиональные историки. Поклонники Пикуля по сей день принимают подобную критику в штыки, утверждая, что автор перед каждой книгой много работал с источниками. Противники возражают — Пикуль ни дня не провёл в архивах, предпочитая работать с мемуарами участников событий или с книгами тех писателей, которые уже создавали произведения на данную тему.

Особый взгляд
Знатоки истории флота замечают, что Пикуль, несмотря на собственное морское прошлое, порой крайне вольно описывает морские сражения, даёт неправильные характеристики кораблям, а уж портреты некоторых флотоводцев и вовсе выглядят карикатурными.
Фактических неточностей у Пикуля действительно очень много, но, главным образом, претензии всё же не к ним, а к историческим портретам личностей, которые он описывал. В своём незаконченном романе «Барбаросса» Валентин Пикуль давал крайне уничижительные характеристики всему советскому руководству времён Великой Отечественной войны, практически не стесняясь в выражениях.

«Сталин о начале войны узнал — от Молотова.
— Пограничный инцидент? — не поверил Сталин.
— Нет, война...
Все видели, как от лица отхлынула краска, Сталин кулём опустился на стул. Все молчали, и он молчал. (“Гитлер обманул Сталина, а Сталин обманул самого... Сталина!” — именно так было заявлено потом на Нюрнбергском процессе.)
— Надо задержать немца, — произнёс он.
— Маршал Тимошенко уже отдал приказ по западным округам, чтобы противника не только задержали — уничтожить его!

— И... уничтожить, — как попугай, повторил Сталин.

Из Генштаба прибыл генерал Ватутин с докладом: германская армия наступает по всему фронту — от и до, от моря и до моря, рано утром немцы уже отбомбились по городам, список которых слишком велик, бои идут на советской земле. Сталин сразу сделался меньше ростом, словно пришибленный сверху чем-то тяжёлым, а слова его были самые похабные:
— Великий Ленин завещал нам великое пролетарское государство, а вы (он не сказал “я”!), — все вы про...ли его!»
Валентин Пикуль, «Барбаросса»

Профессиональные историки отмечают — в свою канву повествования писатель часто вплетал события, никогда не происходившие на самом деле и фигурирующие только в виде слухов и исторических анекдотов. Пикуль же подавал это как непреложную истину.
Но если неоконченную «Барбароссу», вышедшую на пике разоблачений советского строя, Пикулю простили, то за роман «Нечистая сила» многие поклонники «России, которую мы потеряли» и сегодня готовы предать автора посмертной анафеме.

Буйство «Нечистой силы»
«Нечистая сила» посвящена последним годам русской монархии и влиянию Григория Распутина на падение Российской империи. Пикуль крайне нелестно обошёлся с образами Николая II и его супруги, которые ныне канонизированы. Писательский взгляд вряд ли удивил бы современников последнего русского императора, однако в пору, когда Николаю Александровичу Романову принято приписывать одни благодетели, некоторым в книге видится кощунство.
«В окружении дядей и братьев, средь которых процветали самые гнусные формы разврата, Александр III сумел сохранить здоровое мужское нутро. Говорили, что царь вообще однолюб. В дневнике он заполнил страницу непорочным описанием своей первой брачной ночи. И — никаких оргий! Страшный пьяница, он не устраивал гомерических попоек, а надирался втихомолку. Начальник его охраны, генерал Пётр Черевин, по совместительству исполнял должность и царского собутыльника... Поэты демократического лагеря даже восхваляли императора за явную скромность»

Валентин Пикуль «Нечистая сила»
Жёсткость Пикуля в «Нечистой силе», вышедшей в 1979 году, удивительным образом объединила ЦК КПСС и потомков русских эмигрантов за рубежом. Советское руководство, разрешившее публикацию книги только со значительными сокращениями, поставило деятельность писателя под особый контроль. А в эмигрантской прессе на Пикуля обрушился сын русского премьер-министра Петра Столыпина, которому резко не понравилось то, как советский писатель обошёлся с образом его отца, да и с картиной той эпохи.
В итоге полностью «Нечистая сила» впервые была опубликована лишь в 1989 году.

Русский Дюма
И поклонники, и критики Валентина Пикуля допускают одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Пикуль — не историк, он создатель исторических романов.
Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма, кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды.
Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование — авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им — правда от начала и до конца. Когда же оказалось, что это не так, наступило разочарование.
Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы.

Валентин Саввич Пикуль умер 16 июля 1990 года, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье, балерине Анне Павловой, художнике Михаиле Врубеле...

«Мне хотелось рыдать — это конец романа:
Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб...
Кажется, я сказал всё, что знал. Прощайте. Честь имею!»
Валентин Пикуль, «Честь имею»