понедельник, 27 июля 2015 г.

________________

Ярмарка тщеславия
________________

«Чувство глубокой грусти охватывает Кукольника, когда он сидит на подмостках и смотрит на Ярмарку, гомонящую вокруг»

«Ярмарка тщеславия», выходившая в журнале «Панч» с января 1847 по июль 1848 года, это роман без героя, сюжет которого развёртывается с ходом самой жизни – будничной хроникой, слегка отодвинутой в прошлое.

Действие романа состоит из простых житейских событий; в нём нет приключений, хотя случайности и бывают. Уильям Теккерей вводит в свой роман жизнь и показывает, что в повседневности интересного не меньше, чем в литературных авантюрах.

Прославивший писателя роман в Великобритании долгое время подвергался консервативной критике, ведь всё в нём не по правилам: нет счастливого финала, героя в привычном смысле, пылких чувств… Как пишет А.Аникст: «Теккерей нанёс сокрушительный удар по ещё живым тогда традициям романтической идеализации и поставил искусство повествования на почву реальной и повседневной действительности. Даже реализм первой половины XIX века имел несколько романтическую окраску. С середины XIX века, и именно с «Ярмарки тщеславия», появляется реализм нового типа, решительно порывающий с романтикой. Во Франции несколько позже, но с большим европейским резонансом, то же самое сделал Флобер своим романом «Госпожа Бовари». Таким образом, «Ярмарка тщеславия» не только интересный роман, но и значительное явление европейский литературы. Эта книга открыла новую фазу в развитии реализма XIX века».

четверг, 23 июля 2015 г.

                                                   

                                
                                100 великих книг


                 Л. Н. Толстой 


                " Война и мир"                               



Начало работы над романом датируется 1863 годом - в октябре Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я ещё никогда не писал и не обдумывал». Изначально в центре нового романа должен был быть декабрист, возвратившийся из ссылки, однако впоследствии замысел неоднократно менялся. 

Эпический роман Виктора Гюго «Отверженные» (1862) оказал огромное влияние на русского писателя: Толстой называл роман Гюго величайшим в XIX веке и, безусловно, многое из него заимствовал (в особенности, в области формы). Другими наиболее значимыми источниками вдохновения стали «Илиада» Гомера и Новый Завет. Исторической базой служили: академическая история войны академика А.И.Михайловского-Данилевского, история М.И.Богдановича, «Жизнь графа Сперанского» М.Корфа, «Биография Михаила Семёновича Воронцова» М.П.Щербинина, о масонстве - Карл Губерт Лобрейх фон-Плуменек, о Верещагине - Иван Жуков; из французских историков - Тьер, А.Дюма-ст., Жорж Шамбре, Максимельен Фуа, Пьер Ланфре. А также ряд свидетельств современников Отечественной войны: Алексей Бестужев-Рюмин, Наполеон Бонапарт, Сергей Глинка, Федор Глинка, Денис Давыдов, Степан Жихарев, Алексей Ермолов, Иван Липранди, Фёдор Корбелецкий, Краснокутский, Александр Григорьевич, Василий Перовский, Илья Радожицкий, Иван Скобелев, Михаил Сперанский, Александр Шишков; письма А.Волковой к Ланской. Из французских мемуаристов - Боссе, Жан Рапп, Филипп де Сегюр, Огюст Мармон, «Мемориал Святой Елены» Лас-Каза.

Из беллетристики на Толстого повлияли русские романы «Леонид или Некоторые черты из жизни Наполеона I» Р.Зотова, «Рославлев» М.Загоскина. Также британские романы «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея и «Аврора Флойд» Мэри Элизабет Брэддон - по воспоминаниям Т.А.Кузьминской писатель прямо указывал, что характер главной героини последнего напоминает Наташу.

Через годы после выхода «Войны и мира» Толстой запишет в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки – «Война и мир» и т. п., которые им кажутся очень важными». Тем не менее, данный пустячок определил не только отечественную культуру, но и стал общепризнанным эталоном великого романа во всём мире.








понедельник, 13 июля 2015 г.

Человек, написавший Россию. Живая история Валентина Пикуля

13 июля 1928 — 16 июля 1990
87 лет назад - 25 лет назад

«Пришёл грозный муж и спросил её:

— От кого зачала погань сию, сказывай! — Взял ребёночка за ногу, как лягушонка паршивого, понёс топить в речке. — Туда-то ему и дорога, — приговаривал, о корчаги спьяна спотыкаясь.
Младенец, повиснув вниз головой, даже не пикнул. Потёмкин встряхнул дитятко ещё разок над глубоким омутом, в котором тихо колыхались ленивые сомы и ползали чёрные раки.
— Так от кого же он? От Глинок иль от Тухачевских?
Звериный вопль матери огласил дремучий лес:
— Потёмкин он... Уймись, кобель старый!
Так явился на свет Божий Григорий Александрович Потёмкин, светлейший князь Таврический, генерал-фельдмаршал и блистательный кавалер орденов разных, включая все иностранные (кроме Золотого Руна, Святого Духа и Подвязки), генерал-губернатор Новой России, создатель славного Черноморского флота, он же его первый главнокомандующий, и прочая, и прочая, и прочая...!»
Валентин Пикуль, «Фаворит»

Юнга Северного флота
В середине 1980-х годов, в начале перестройки, самая читающая нация в мире, помимо актуальных статей в прессе, проявляла огромный интерес к прошлому своей страны. Устоявшиеся портреты исторических деятелей, знакомые по учебникам, уже не устраивали — хотелось чего-то новенького, нешаблонного.
Такой нешаблонный подход к русской истории читателям подарил Валентин Пикуль, писатель, тиражи книг которого в этот период били все рекорды.
Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. В 1939 году отца его, в прошлом моряка-балтийца, а затем инженера-кораблестроителя, перевели на новую судоверфь в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Вскоре вслед за ним на Север перебралась и семья.
Летом 1941 года Валя Пикуль гостил у бабушки в Ленинграде и остался в городе, блокированном немцами. Его вместе с матерью вывезли из Ленинграда по «Дороге жизни» в 1942 году. После возвращения в Молотовск Валентин сбежал на Соловки, в школу юнг. После её окончания до завершения войны Пикуль прослужил на эскадренном миноносце «Грозный».
Отец Валентина, служивший в морской пехоте, погиб в боях под Сталинградом.

От женьшеня до «Океанского патруля»
После войны Пикуль работал начальником водолазного отряда, служил в пожарной части, но главным интересом его жизни стала литература. Он много времени посвящал самообразованию, ходил в литературный кружок, общался с молодыми писателями.
Интересно, что первый опубликованный рассказ Пикуля вообще не имел к истории никакого отношения — это была познавательная статья о женьшене, увидевшая свет в 1947 году. Писатель-самоучка обдумывал замысел своего первого романа, когда ему на глаза попалась книга о миноносцах Северного флота. Пикуль счёл её очень скучной и решил, что может по этой близкой для себя теме написать значительно лучше. Но несколько вариантов задуманной повести были им уничтожены, поскольку Пикуль посчитал их неудачными. Тем не менее, часть этих материалов была опубликована в виде фрагментов в таллиннской флотской газете «На вахте».

Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков и стал членом Союза писателей СССР.

Морская тема была одной из основных в его творчестве, но далеко не единственной. Его произведения охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной.

30 романов за 40 лет
Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени, когда большинство писателей имели привычку создавать книги самостоятельно. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр — небольших рассказов о исторических личностях и событиях прошлого.
В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения, такие как «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Слово и дело», «Пером и шпагой» и другие.

«Судить о русском дворе XVIII века по тем дворцам, что ныне обращены нами в общенародные музеи, — ошибочно и неверно.
Царский двор напоминал тогда бивуак или, вернее, гулящий табор. А придворные — кочевников, скифов! Отсюда и костюм на женщинах был зачастую не женский, а полувоенный; штаны заменяли им юбки.
Статс-дамы в палатках и шалашах подолгу живали. И у костров грелись. И в казармах рожали. И ландкарты империи фрейлины знали не хуже поручиков геодезии.

Куда их чёрт не носил только!..
— Трогай! — И двор её величества срывается с места.
Валят на телеги сервизы, комоды, туалеты, Рубенсов и кровати. Сверху сажают калмычек и арапок, — тронулись.
Всё трещит, бьётся, звенит. Всё разворовывается!
В одну только ночь имперские дворцы, бывало, загорались по три раза кряду».
Валентин Пикуль, «Пером и шпагой»

В постели с Елизаветой
Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности.
Пикуль в своих произведениях не отстранённый условный автор, а эмоциональный рассказчик, который откровенно симпатизирует одним личностям и совершенно безжалостен к другим.
Подобный метод повествования настораживал коллег по писательскому цеху, вызывал ужас у профессиональных историков и приковывал пристально внимание власть предержащих, которые в непочтительности Пикуля к императрице Елизавете Петровне, Екатерине Великой и Григорию Потёмкину видели некие скрытые намёки на современность.
Именно поэтому настоящий успех к Пикулю пришёл во времена перестройки, когда стало модно разрешать всё и всем.
Чем популярнее становились книги писателя, тем жёстче его критиковали профессиональные историки. Поклонники Пикуля по сей день принимают подобную критику в штыки, утверждая, что автор перед каждой книгой много работал с источниками. Противники возражают — Пикуль ни дня не провёл в архивах, предпочитая работать с мемуарами участников событий или с книгами тех писателей, которые уже создавали произведения на данную тему.

Особый взгляд
Знатоки истории флота замечают, что Пикуль, несмотря на собственное морское прошлое, порой крайне вольно описывает морские сражения, даёт неправильные характеристики кораблям, а уж портреты некоторых флотоводцев и вовсе выглядят карикатурными.
Фактических неточностей у Пикуля действительно очень много, но, главным образом, претензии всё же не к ним, а к историческим портретам личностей, которые он описывал. В своём незаконченном романе «Барбаросса» Валентин Пикуль давал крайне уничижительные характеристики всему советскому руководству времён Великой Отечественной войны, практически не стесняясь в выражениях.

«Сталин о начале войны узнал — от Молотова.
— Пограничный инцидент? — не поверил Сталин.
— Нет, война...
Все видели, как от лица отхлынула краска, Сталин кулём опустился на стул. Все молчали, и он молчал. (“Гитлер обманул Сталина, а Сталин обманул самого... Сталина!” — именно так было заявлено потом на Нюрнбергском процессе.)
— Надо задержать немца, — произнёс он.
— Маршал Тимошенко уже отдал приказ по западным округам, чтобы противника не только задержали — уничтожить его!

— И... уничтожить, — как попугай, повторил Сталин.

Из Генштаба прибыл генерал Ватутин с докладом: германская армия наступает по всему фронту — от и до, от моря и до моря, рано утром немцы уже отбомбились по городам, список которых слишком велик, бои идут на советской земле. Сталин сразу сделался меньше ростом, словно пришибленный сверху чем-то тяжёлым, а слова его были самые похабные:
— Великий Ленин завещал нам великое пролетарское государство, а вы (он не сказал “я”!), — все вы про...ли его!»
Валентин Пикуль, «Барбаросса»

Профессиональные историки отмечают — в свою канву повествования писатель часто вплетал события, никогда не происходившие на самом деле и фигурирующие только в виде слухов и исторических анекдотов. Пикуль же подавал это как непреложную истину.
Но если неоконченную «Барбароссу», вышедшую на пике разоблачений советского строя, Пикулю простили, то за роман «Нечистая сила» многие поклонники «России, которую мы потеряли» и сегодня готовы предать автора посмертной анафеме.

Буйство «Нечистой силы»
«Нечистая сила» посвящена последним годам русской монархии и влиянию Григория Распутина на падение Российской империи. Пикуль крайне нелестно обошёлся с образами Николая II и его супруги, которые ныне канонизированы. Писательский взгляд вряд ли удивил бы современников последнего русского императора, однако в пору, когда Николаю Александровичу Романову принято приписывать одни благодетели, некоторым в книге видится кощунство.
«В окружении дядей и братьев, средь которых процветали самые гнусные формы разврата, Александр III сумел сохранить здоровое мужское нутро. Говорили, что царь вообще однолюб. В дневнике он заполнил страницу непорочным описанием своей первой брачной ночи. И — никаких оргий! Страшный пьяница, он не устраивал гомерических попоек, а надирался втихомолку. Начальник его охраны, генерал Пётр Черевин, по совместительству исполнял должность и царского собутыльника... Поэты демократического лагеря даже восхваляли императора за явную скромность»

Валентин Пикуль «Нечистая сила»
Жёсткость Пикуля в «Нечистой силе», вышедшей в 1979 году, удивительным образом объединила ЦК КПСС и потомков русских эмигрантов за рубежом. Советское руководство, разрешившее публикацию книги только со значительными сокращениями, поставило деятельность писателя под особый контроль. А в эмигрантской прессе на Пикуля обрушился сын русского премьер-министра Петра Столыпина, которому резко не понравилось то, как советский писатель обошёлся с образом его отца, да и с картиной той эпохи.
В итоге полностью «Нечистая сила» впервые была опубликована лишь в 1989 году.

Русский Дюма
И поклонники, и критики Валентина Пикуля допускают одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Пикуль — не историк, он создатель исторических романов.
Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма, кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды.
Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование — авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им — правда от начала и до конца. Когда же оказалось, что это не так, наступило разочарование.
Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы.

Валентин Саввич Пикуль умер 16 июля 1990 года, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье, балерине Анне Павловой, художнике Михаиле Врубеле...

«Мне хотелось рыдать — это конец романа:
Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб...
Кажется, я сказал всё, что знал. Прощайте. Честь имею!»
Валентин Пикуль, «Честь имею»



четверг, 4 июня 2015 г.

Мне в этой жизни, вам признаться, повезло,
Минутой каждой, наслаждаясь, вижу счастье,
Ведь стать счастливым, каждому дано,
Лишь захотеть - все это в нашей власти...

Мне разглядеть его несложно в мелочах,
Всей повседневности не хватит перечислить,
Я счастлива в заботе о друзьях,
Когда улыбка освещает ваши лица...

Я всех счастливее, когда спешу домой,
В кругу семьи - я набираю силы,
Которая растет вместе со мной,
Ведь лишь с семьей - я стать могу счастливей...

Я очень счастлива успехам дочерей,
Все неудачи вместе проживаем,
Плечом к плечу, порой, не без потерь,
Сплоченность наша - счастье лишь добавит...

Но мое счастье есть не только в этом,
Когда любимы мы и любим всей душой,
Ведь от любви мы счастливы с рассветом,
И счастье это делим каждым днем...

Счастливыми нас сделают мужчины,
Когда теплом согреют мир вокруг,
Для этого им не нужны причины,
Мы счастливы в объятьях сильных рук...
_____________________________________________
Любимая работа, дом, семья - все это составные части,
До этого я очень долго шла...
И ты дойдешь...чтоб утром крикнуть: СЧАСТЛИВ!!!

Катерина Болтромюк




Летнее настроение...


Для счастья надо так немного:

Любовь, душевное тепло,


Когда не ищется предлога


Без повода дарить цветок.



Когда ты знаешь, что ты нужен,


Твоя забота, доброта,


Когда тебя друг ждет на ужин,


И разговоры до утра.



Ты понимаешь, что всем людям


Нужна частичка лишь тепла

,
И не на праздник, а по будням,


Тогда и жизнь не тяжела.



Так подари минуты счастья


Тому, кто рядом есть с тобой,


Ему нужно твое участье,


Чтоб мир наполнить добротой.



Юлия Зельвинская



вторник, 5 мая 2015 г.

169 лет назад родился Генрик Сенкевич - польский писатель, Нобелевский лауреат.

Генрик Сенкевич родился 5 мая 1846 года в деревеньке Воля-Окшейска, в бедной шляхетской семье. В 1866-1870 годах он учился в Варшавском университете на медицинском и историко-филологическом факультетах.

Самая первая его повесть «Напрасно» о польском восстании 1863 года увидела свет в 1872 году. Все ранние произведения писателя были посвящены патриархальной жизни польских крестьян.

В 1882 году он редактирует консервативную газету «Слово», где проникается бедами польской нации и становится настоящим её патриотом. Все последующие литературные произведения Сенкевича посвящены всепроникающей любви к своей Родине и гордости за неё.

Побывав в 1876-1879 годах в США, Сенкевич опубликовал «Письма из путешествия». По возвращении в Европу некоторое время он жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства - Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, Румыния, Болгария, Турция, Греция, Египет... С началом Первой мировой войны Сенкевич переехал в Швейцарию.

Читателям всего мира он стал известен благодаря своим романам «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888), «Крестоносцы» (1897-1900).

Самым ярким и читаемым его произведением является эпопея «Камо грядеши», написанная в 1894-1896 годах. В эпопее реалистично показана борьба первых христиан с римским императором Нероном. За роман «Камо грядеши» Генрик Сенкевич в 1905 году был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Последний роман Сенкевича «Легионы», повествующий об участии польских солдат в войнах Наполеона, так и не был закончен.

15 ноября 1916 года жизнь великого писателя-историка Генрика Сенкевича оборвалась в швейцарском городе Веве. В 1924 году прах писателя был перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя.

Творчество Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание. Еще при жизни он стал одним из самых известных и популярных польских писателей, как на Родине, так и за рубежом. Например, его роман «Quo vadis» был переведён более чем на сорок языков, роман «Без догмата» (1889—1890) высоко ценили Л.Толстой, Н.Лесков, А.Чехов, М.Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича было впоследствии экранизировано.



четверг, 30 апреля 2015 г.

   История празднования 1 мая уходит далеко в прошлое.  Около трех тысяч лет назад, жители средиземноморья поклонялись Майе – богине земли и плодородия. В честь богини Майи устраивались гулянья и торжества, а последний день весны называли майским. 1 мая, который мы празднуем теперь как день международной солидарности трудящихся, берет свое начало с июля 1889, после принятия Конгрессом Второго Интернационала решения о праздновании данного праздника в память о борьбе американских пролетариев Чикаго против эксплуататоров и капиталистов. 1 мая, отмечался в первый раз в 1890 году коммунистами Варшавы. В Советское время, этот праздник был очень любим, и прежде всего за то, что был выходным днем, и позволял не только вспомнить о традициях и правах трудящихся, но и за то, что позволял заняться огородами и грядками. В странах бывшего блока восточной демократии, давно уже не празднуют 1 мая с цветами, митингами и транспарантами.  В республиках бывшего СССР, дела обстоят куда лучше, в России и на Украине этот праздник празднуется в основном коммунистами, в Казахстане это день объявлен днем единства народов Казахстана. В мире ещё остались государства (кроме бывших республик - СССР) где 1 мая объявлен праздничным днем, такие как ЮАР, там этот день празднуется под патронатом власти. В Испании праздник всех цветов отмечается именно 1 мая, а на Сицилии в эти дни все собирают луговые ромашки приносящие удачу. Для Берлина праздник 1 мая связан с митингами, потасовками, и погромами в богатых кварталах города. В США и в развитых странах Европы, 1 мая не празднуется, лишь в Великобритании с 1977 года, этот праздник объявлен выходным днем. Все мы любим 1 мая, в основном за то - что в этот свободный выходной, можно выехать на природу, можно заняться огородом,  или просто провести этот выходной с семьёй.


Источник: http://nashput.com/in_word/63-o-prazdnike-1-maja.html